Выход из кризиса – это статистический мираж
(к предыдущему месяцу с устранением случайных колебаний)
Наша статистика дает представление о том, насколько все сейчас хуже, чем год назад (причем включает в себя все события, случившиеся за весь этот год), но практически бесполезна, когда мы пытаемся оценить текущую динамику: стало экономике хуже или лучше по сравнению с самым недавним прошлым.
Но все же есть способы выяснить, как развивается экономика. И они дают пока неутешительные результаты.
СТАТИСТИКА НИ О ЧЕМ
Метод оценки роста или падения по отношению к предыдущему месяцу со снятым не только календарным, но и сезонным фактором тоже дает оптимистический результат: рост в июне к маю составил 0,8% по данным Минэкономразвития и 1% по подсчетам «Центра развития».
Но полностью доверять и этим цифрам нельзя, так как история таких подсчетов в России мала, а особенности используемых методик снятия сезонности таковы, что «хвост» у рядов со снятым сезонным и календарным фактором «виляет». Поэтому учет июльских данных, которых пока нет, может в корне поменять ситуацию не только июня, но даже мая и апреля, то есть вместо роста и в июне может образоваться спад.
Другими словами, невозможно сказать, насколько устойчивый рост мы наблюдаем и есть ли он вообще.
ДРУГОЙ ПОДХОД
Для того, чтобы понять, насколько рост стабилен, во всем мире применяется подсчет скользящего среднего значения роста или падения для промышленности в целом и для отдельных ее секторов. Его можно рассчитывать, например, для трех последних месяцев.
Эту методику мы и решили применить для того, чтобы узнать, насколько устойчив положительный тренд в российской промышленности, и какие ее сектора являются настоящими «зелеными ростками», то есть стабильно растущими составляющими экономики, которые создают базу для будущего общего роста.
Сглаженные данные со снятой сезонностью позволяет совсем по-новому взглянуть и на текущую ситуацию, и на историю российского кризиса.
Начнем с того, что новый подсчет свидетельствует: спад в российской промышленности начался еще в июне прошлого года. Тогдашние данные Росстата (год к году) показали крайне слабый рост, который как только не объясняли – вплоть до того, что виноват Чемпионат Европы по футболу. Показатели июля 2008 г. всех успокоили: вроде бы снова начался довольно уверенный рост. Решено было, что июньские данные – это статистическая аномалия, а июльские – объективный показатель состояния экономики.
Но расчеты сглаженных данных со снятой сезонностью показывают, что все было наоборот: провал в июне был четким сигналом начала спада, а оптимистичные июльские данные были лишь статистической иллюзией.
ДОЛГАЯ РЕЦЕССИЯ
Но главный итог исследования – оценка июньских данных за этот год, которые во многих вселили оптимизм. Июньский рост по отношению к маю со снятой сезонностью при сглаживании превращается в стагнацию или даже спад (минус 0,02%).
Оптимизм аналитиков и руководителей предприятий, который демонстрировали, например, конъюнктурные опросы Института экономики переходного периода, теперь кажется не слишком обоснованным. Похоже, июньский рост – не более чем временный всплеск или вовсе следствие несовершенства методик снятия сезонности (то самое «виляние хвоста»). Об этом свидетельствует и то, что те сектора промышленности, которые все-таки растут, дали в июне в целом 2 процентных пункта роста, в то время как в апреле – 4.
Чтобы точнее выделить зеленые ростки в промышленности среди 117 секторов было использовано одновременно два критерия: если в том или ином секторе прирост индекса производства со снятой сезонностью по отношению к предыдущему месяцу и прирост трехмесячной скользящей средней этого индекса достаточно велик, то есть наблюдается дольше 2 месяцев, тогда это настоящий «зеленый росток», а не мираж.
Мы выяснили, что число растущих секторов достигло минимума (11 секторов) в январе, а потом стало расти. Правда, этот рост не преображается в рост промышленности в целом, так как оставшиеся сектора падают сильнее. На данный момент только 16 из 117 секторов могут считаться устойчиво растущими (на протяжении 3 – 5 месяцев). В основном это химическая и угольная промышленность.
В целом же пересмотренные данные за июнь дают нам картину стагнации, так что о начале выхода из кризиса в России говорить рано. Какие-то косвенные признаки будущего подъема усмотреть можно (к примеру, есть постепенный рост числа «зеленых ростков»), но они пока не оказывают влияния на ситуацию в экономике в целом.
Читайте также: