Александр Потавин: Уровень заблуждения инвесторов достиг невероятных высот
Этим летом ряд биржевых игроков и аналитиков с непониманием смотрели, как американские фондовые индексы продолжали набор высоты, даже, несмотря на очевидный негатив в макроэкономических данных (падение розничных продаж, снижение индекса настроений Мичиганского университета, рост числа обращений по безработице, снижение количества новостроек).
Наша биржевая публика метко называет это явление на фондовых биржах – «бычий рынок» или тупорост. Когда инвестор не понимает причины и цели этого тупороста, возникает стойкое желание немедленно продать взлетевшие в цене активы, несмотря на то, что завтра и послезавтра они могут быть еще дороже. Попробуем разобраться в заблуждениях инвесторов, а также причинах и последствиях «бычьего» рынка этим летом.
Помнится, в 20-х числах июля аналитики банков Goldman Sachs и Credit Suisse дружно дали прогноз по индексу S&P500 на конец этого года на уровне 1050-1060 пунктов. Из практики мы знаем, что биржевая публика не очень любит ждать конца года, предпочитая действовать по принципу: «Даешь пятилетку за три дня!». Поэтому уже 24 августа мы видели индекс S&P500 возле отметки 1030 пунктов. То есть до озвученных выше уровней, американским индексам осталось добавить всего 2,5-3%.
Но откуда взялись деньги для этого фондового ралли? Здесь все просто. Финансовые власти США и европейских стран буквально утопили мировую экономику ликвидностью, выкупая у банков госбумаги и предоставляя сверхдешевые кредиты. Напомним, что в рамках программы финансовых стимулов были выделены десятки миллиардов долларов на субсидирование гособлигаций и муниципальных облигаций. Руководство Федеральной резервной системы США делала ставку на то, что эта программа понизит стоимость заемных средств. Так и вышло. Сейчас стоимость 3-х месячных кредитов в долларах опустилась до уровня 0,38% годовых, то есть до минимальных отметок за последние 14 лет!
Возможно, мы не увидели бы столь сильного «бычьего» рынка этим летом, если бы не программы по стимулированию потребительской активности в Китае и автомобильные программы в Европе и в Штатах, в которых инвесторы разглядели «зеленые ростки» экономического роста.
ВВП Франции и Германии во втором квартале показали рост по 0,3% в основном за счет программы по поддержке автоотрасли, которые спровоцировали резкий всплеск спроса на новые автомобили. В этот понедельник в США завершилась программа «деньги за драндулеты», благодаря которой почти полмиллиона американцев сдали свой автохлам, чтобы получить наличные - до $4,5 тыс. Американские власти выделили на эту программу около $3 млрд. долларов. Фактически европейские и американские автоконцерны были простимулированы на увеличение выпуска продукции за счет госбюджета, а потребитель, воспользовавшись этой программой, по сути, перенес свою будущую покупку на настоящий момент (реализовав свой отложенный спрос). Это означает, что после завершения этих стимулирующих программ потенциальный спрос может резко упасть, а значит эффект оживления автопроме и смежных отраслях быстро закончится.
Китайские программы кредитования населения тоже подходят к концу. Только за первое полугодие в Китае было выдано кредитов на $1,1 трлн., что спровоцировало рост розничных продаж за год на 15,2%. В результате этого сальдо внешней торговли соседней Японии существенно улучшилось и экспорт вырос на 6,3%. Это позволило японской экономике завершить второй квартал ростом на 0.9%. Следует учитывать, что уже ¾ всех выделенных китайскими госбанками средств уже потрачено. Такая кредитная экспансия не идет на пользу устойчивости китайской банковской системы, ведь выдача потребительских кредитов в объемах сопоставимых с 1/4 ВВП страны за полгода не может обойтись без последствий. Уже с июля объемы выдачи новых кредитов в Китае снизились более чем в 4 раза, что не замедлит сказаться как на темпах роста промышленного производства, так и совокупном интересе инвесторов к покупкам сырьевых активов.
Таким образом, дешевые деньги, плюс госпрограммы экономического стимулирования, плюс чисто технические покупки, привели к возникновению «мыльного пузыря» на фондовых биржах. Не стоит заблуждаться по поводу его спекулятивного характера. Подобного мнения придерживается лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц. Он считает, что фондовый рынок растет за счет избыточной ликвидности, которую туда направили банки вместо того, чтобы направить ее на кредитование реального бизнеса. Спорить с этим бессмысленно, да и не нужно.
Получается, что теория «зеленых ростков» в экономике была полностью оплачена из госбюджетов ведущих индустриальных держав. Значительная часть из этих госденег попала на фондовые и сырьевые рынки. Следовательно, биржевое «ралли» может завершиться, когда инвесторы поймут, что новых экономических стимулов от государств ждать не стоит, а прежние программы поддержки рынков будут свернуты. Почему же все-таки должно завершиться летнее ралли? Здесь есть три важных момента, которые действительно могут вызвать сильную коррекцию на фондовых рынках.
Во-первых, дела в американской экономике не выглядят так радужно, как на фондовых биржах. За последние недели существенно снизились темпы кредитования реальных секторов экономики. В июле 2009 г коммерческие банки США сократили объемы выданных коммерческих кредитов на 5,3%, что стало самым сильным сокращением кредита с начала подсчета статистики в 1973 году. Объем выданных потребительских кредитов в США показал в июле годовое падение на 2,8%, что стало худшим значением с 1944 года. В июле этого года до рекордных отметок возросло потерь права выкупа домов по закладным в США (за месяц своих домов лишилось 360,1 тыс. американцев). Оживление продаж домов на вторничном рынке в США связано с тем, что около 31% всего объема продаж пришелся на дома, которые банки выставили на продажу в связи по бросовым ценам. Здесь опять мы увидели эффект реализации отложенного спроса, имеющего краткосрочный характер. Все это происходит на фоне не снижающихся темпов подачи заявок за пособиями по безработице (на прошлой неделе 576 тыс., прогноз 550 тыс.) и падения розничных продаж (за июль: -0,1%, прогноз +0,7%). И, наконец, ситуация в сфере коммерческой недвижимости США останется сложной до 2010 года, а американские банки могут продолжить фиксировать потери по кредитам этого сектора, поскольку объем кредитных денег здесь оценивается в $165 млрд.
Во-вторых, мировые индустриальные державы начинают постепенно сворачивать программы монетарного стимулирования экономики. Намек на сокращение объемов кредитования Китаем уже обошелся его фондовому рынку 20% потерями. Кстати, Нуриэль Рубини - профессор Нью-йоркского университета, предсказавший финансовый кризис, считает, что в мировой экономике есть высокая вероятность возникновения новой рецессии, которая может возникнуть из-за возможного прекращения мер монетарного и фискального стимулирования. На наш взгляд, первые намеки от Центробанков ведущих держав о сворачивании мер поддержки ликвидности мы услышим уже в сентябре.
И, наконец, достижение отметок 1060-1070 пунктов по индексу S&P500 будет означать, что спекулятивная цель роста уже достигнута. Следовательно, инвесторы предпочтут зафиксировать хорошую прибыль, не дожидаясь конца года.
Попробуем ответить на главный вопрос, который мучает всех инвесторов: когда же мы увидим окончание «бычьего ралли» и начало сильной коррекции? По нашим оценкам, совокупность всех вышеперечисленных факторов войдет в критическую фазу в середине сентября этого года. Иными словами: Never waste a good crisis! (глупо пропустить хороший кризис!). Зарабатывайте, пока есть возможность, и бегите дальше, когда пузырь начнет схлопываться.