10 провалов при Валентине Матвиенко
Именно они, по мнению застройщиков, привели к росту цен на жилье.
Прокомментировал данные ошибки "Деловому Петербургу" вице-губернатор Александр Вахмистров, который почти 10 лет отвечал за строительство в городе.
1. Переход от инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК) к торгам городскими участками под застройку: низкая скорость подготовки документов резко сократила число участков, предоставляемых под застройку. Это
привело к сокращению предложения на рынке земли, ее дефициту и, соответственно, повышению цены.
Вахмистров: "Во-первых, был федеральный закон, который обязал нас Валентина Матвиенко и Александр Вахмистровпроводить торги на участки, предоставляемые под жилищное строительство. Во-вторых, мы всегда следили за количеством земли, введенной в оборот, и не допускали, чтобы продавлись лишь один-два участка и образовывался дефицит. За эти годы многие фирмы даже сделали себе большой задел".
2. Неэффективная работа с естественными монополистами ("Водоканал", "Ленэнерго", ТЭК): городские чиновники так и не смогли взять на себя вопрос с подключениями, а переложили его на застройщиков. Стоимость подключений и согласований возросла. И все это строители заложили в затраты на строительство.
Вахмистров: "Введение платы за присоединение к сетям тоже требовало федеральное законодательство. Эта плата устанавливается региональной комиссией в зависимости от дефицита мощностей. Причем в Петербурге эта плата не намного выше, чем в других субъектах РФ. Подключение электричества на 1 м2 обходится в $ 100-$ 300".
3. Отсутствие реально работающей городской программы ипотечного кредитования: основная масса заемщиков обращалась за кредитами в обычные коммерческие банки. Процентные ставки, даже до кризиса высокие по сравнению с европейскими, не позволяли взять кредит на покупку жилья большинству из среднего класса.
Вахмистров: "По количеству ипотечных кредитов Петербург всегда был впереди. У нас реализуется пять таких программ. До 1 млрд рублей мы выделяли по этим программам на поддержку покупательского спроса".
4. Способствование появлению небольшого круга основных застройщиков, в частности создание статуса стратегического инвестора. Появились возможности для ценового сговора.
Вахмистров: "Единственный стратегический инвестор из тех, кто строит у нас жилье, - это Олег Дерипаска. Он все участки приобрел на торгах. Всего в Петербурге насчитывается около 100 компаний, возводящих дома. Поэтому просто глупо подозревать нас в том, что мы развили ценовой сговор. Цена определяется соотношением "спрос-предложение".
5. Акцент на комплексную застройку территорий: В Смольном рассчитывали, что квартальная застройка позволит продавать по более низким ценам. В итоге в кризис инвестиции оказались заморожены на ранней стадии.
Вахмистров: "Это бредни. Комплексное освоение - это только одно из движений нашей деятельности. Небольших участков было очень много, например, 56, 57, 59-й кварталы продавались лотами".
6. Отсутствие контроля за распределением средств дольщиков: Отдельные компании построили финансовые пирамиды, используя деньги дольщиков для закладки новых проектов. Это выяснилось при вступлении в силу Закона № 214.
Вахмистров: "Строители тоже за этой проблемой должны следить. Любой строитель вкладывает деньги дольщиков в новые проекты, но не забывайте, что, когда он их вкладывает, они уже являются выручкой его компании".
7. Игнорирование проблем производства стройматериалов: отсутствие инвестиций в обновление производств привело к тому, что на рынке почти не было современных технологий. При этом отдельные компании заняли монопольное положение, контролируя всю цепочку стройматериалов, необходимых для домостроения.
Вахмистров: "Это чушь. У нас самая развитая промышленность. Когда я пришел на работу вице-губернатором, 8% всей продукции было отечественным, а все остальное - импортным. Сейчас у нас импортных товаров всего 5-6%".
8. Бездействие в отношении собственников неосваиваемых участков в центре города: на растущем рынке многие владельцы земли предпочитали не использовать ее под застройку, а держать для последующей перепродажи.
Вахмистров: "Если это частная собственность, то власти никак не могут повлиять на решение собственника о продаже участка. Мы можем только проконтролировать, чтобы там было установлено ограждение, не жили бомжи, проверить технику пожарной безопасности".
9. Отсутствие единой градостроительной политики с властями Ленобласти: городские застройщики практически не имели связи с чиновниками Ленобласти, поэтому у них не было возможности застраивать пригородные территории. Это жилье в доступных для горожан районах могло бы сократить спрос.
Вахмистров: "В Ленобласти строится очень много жилья. Область развивается за счет города. Что касается градостроительной политики, то по генплану все пограничные вопросы согласованы с правительством Ленобласти".
10. Нерешенность проблемы расселения коммуналок: без городских программ по расселению самим девелоперам очень сложно договориться с жильцами. Использование домов с коммуналками в центре увеличило бы предложение.
Вахмистров: "Тезис правильный. Сейчас бизнес снял все сливки и оставил нам самые сложные коммуналки. Сама программа расселения коммунальных квартир идет очень успешно".