Предприятиям, работающим по УСН, придётся вести стандартный бухучет
Новый закон Минфина о бухучете. По новым правилам, малому бизнесу, работающему по упрощенной системе налогооблажения, придётся вести стандартный бухучет, а крупные компании смогут сами выбирать методы ведении финансовой отчетности. Подробности у корреспондента "Бизнес ФМ" Марии Волковой:
- Текст нового законопроекта Минфина значительно проще, чем действующая редакция закона. Он даёт больше свободы по выбору системы бухучета и, к примеру, освобождает главбуха от подписания всех сделок, к принятию которых они в принципе никогда не имели отношения, но были обязаны подтверждать. Зато предложение Минфина лишает малый бизнес возможности отказаться от ведения бухучета, используя при этом упрощенную систему налогооблажения. Налоговые льготы, разумеется, сохранятся, но дебет с кредитом сводить придётся так же, как и любой другой компании. Комментарий эксперта "ОПОРЫ РОССИИ" Михаила Орлова:
"Бухгалтерский учет - это колоссальная административная нагрузка на бизнесменов. Напомню, что у нас и так со следующего года увеличивается учет и отчетность, с учетом того, что у нас появляются обязательные страховые платежи, по которым мы будем вести учет, и будем дополнительно отчитываться в двух органах. Помимо этого, нас еще просят ввести теперь бухгалтерский учет в общем порядке. И это, по всей видимости, пагубно скажется на развитии малого бизнеса. Скорее всего, большинство предприятий, не выдержав такой нагрузки, закроются".
Работать по упрощенке, без ведения бухучета, теперь смогут только индивидуальные предприниматели. Эксперты убеждены - вряд ли малый бизнес решит сменить статус, но для тех, кто только начинает дело, это может стать аргументом в пользу открытия ИП. В то же время участники рынка отмечают - ведение упрощенной системы налогооблажения ничуть не проще, а порой даже сложнее, стандартного бухучёта. Нужно заранее подавать заявку в налоговую, а часть документов все равно приходится вести, остальные, что приходится заполнять, элементарным тоже назвать нельзя. Комментарии ведущего консультанта отдела консалтинга аудиторской компании "Финэкспертиза" Татьяны Селезнёвой:
"То, что малое предприятие не обременено было раньше обязательным ведением бухгалтерского учета, мы не могли потребовать у них отчетность в обычном виде, но бухгалтерский учет как таковой они все равно вынуждены были вести. Если человек разобрался в упрощенной системе налогообложения, все остальное, бухгалтерский учет - это проще, чем тот налоговоупрощенческий учет".
Зато минфиновский закон очень кстати для крупных компаний и холдингов, говорит налоговый партнёр, директор департамента налогового консультирования группы компаний "АСК-Консалтинг" Наталья Сапгир:
"Проект нового закона упрощает жизнь компаний, делает компании более свободными в выборе документов, в установлении собственных правил ведения учета, составления документов и снимает излишнюю перегруженность, которая всегда присутствовала в предыдущей жизни. Потому что мы обязаны были вести бухучет строго по документам, утвержденным Госкомстатом, по форме, которые утверждены им. Иногда это было избыточно и приводило к излишним трудозатратам. Компания получит прозрачный, понятный, подконтрольный учет своей деятельности".
В то же время эксперты не исключают, что новый закон все-таки может потребовать от компаний дополнительных вложений и затрат, а выигрыш от этого государства не очень ясен.