Мигрант по патенту: легалов больше, надзора меньше? Особенности нового закона о трудовых мигрантах
Стоимость ежемесячного патента составит 1 тыс рублей, а продлеваться он будет в уведомительном порядке –повторная личная явка не нужна. Однако наличие патента не освобождает от обязанности вставать на миграционный учет. Как пояснил в интервью "Вести-ФМ" начальник управления международных и общественных связей ФМС России Константин Полторанин, приезжий может менять работодателей, не обозначая это никоим образом. "Ему достаточно просто прийти в миграционную службу, представить свой паспорт, миграционную карту, заполнить заявление предоставить 2 фотографии - и через 10 дней он получит этот патент, - пояснил он. - Но перед тем как его получить, он должен заплатить налог - 1000 рублей в месяц. Либо может заплатить сразу за три – 3000 рублей. А чтобы продлить этот патент, в течение года, до 12 месяцев включительно, он будет его продлевать с нами уже бесконтактным способом - через любое банковское отделение".
Нетрудно подсчитать, что если 3 млн трудовых мигрантов в течение года будут продлевать патент, российская казна получит 36 млрд рублей в год. Выгоды для российского бюджета очевидны, а станет ли мера полезной для самих мигрантов?
Эксперты, собравшиеся за "круглым столом" в ИА "Росбалт" в целом меру одобряют, но тем не менее, считают ее несовершенной. "Патент позволит легализоваться большему числу мигрантов, - отмечает председатель ЦК профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов. - Мы считаем введение патента верным шагом. Он не только позволит иностранцам работать на законных основаниях, но и пополнит бюджет налогами". Соглашается и руководитель центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева. "Патент является в некотором смысле прецедентом, - говорит она. - Деньги пойдут не в карман посредников, а в государственную казну. Мы, наконец, переходим от ограничительных мер к попыткам получить выгоду". По ее мнению, в России не отлажен механизм защиты внутренней рабочей силы, поэтому все попытки регулировать рынок труда сводятся к созданию препятствий для приезжих. Но низкоквалифицированная иностранная рабочая сила выгодна РФ, и решать необходимо задачу контроля, а не усложнять жизнь мигрантам.
С контролем потенциальных обладателей патента в нашей стране пока не сложилось. К.Полторанин в интервью "Вести-ФМ" отметил, что в анкетах приезжих не указывается квалификация. " Он может указать, что он разнорабочий, и этого будет достаточно, - сказал он. - Закон уполномочивает нашу службу только требовать паспорт и миграционную карту".
Выходит, чем на самом деле занимаются в России приезжие из стран СНГ, проследить невозможно?
Секретарь Федерации Независимых профсоюзов России Николай Гладков указывает на тот факт, что легализованные трудящиеся выпадают из категории тех, чьи права под защитой. "Как осуществлять надзор? – спрашивает он. Может, ФМС стоит поделиться фондом данных об этих лицах с социальной службой и прокуратурой?"
Не слишком оптимистичен и президент фонда "Миграция 21 века" Вячеслав Поставнин. "В идее с патентом меня беспокоит отсутствие механизма ее реализации", - говорит он. Количество тех, кому нужно легализоваться высоко, и ФМС просто не справится с нагрузкой, учитывая тот факт, что от приезжих требуется личная явка и заполнение всевозможных анкет. Значит, появятся посредники и "узкие фильтры". Кроме того, вызывает недоумение возможность предъявления квитанции в качестве аргумента в пользу того, что патент своевременно продлен. Это незащищенный документ, его легко подделать, и здесь начинаются вопросы".
На защиту внутренней рабочей силы встает председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы Михаил Соломенцев. "Количество мигрантов выше, чем может "переварить" город, и патент эту проблему не решит. Нужны законодательные изменения, имеющие в своей основе приоритет внутренней рабочей силы, которой никто не занимается, - считает он. - Необходимо восстанавливать систему среднего образования, чтобы и наши граждане могли при желании получить профессию слесаря, например". По его мнению, государство должно заниматься этим вопросом комплексно, внося изменения и в трудовое законодательство и в миграционное. Проведенные среди молодежи опросы говорят о том, что в обществе "повышается уровень нетерпимости к приезжим", - отметил он. "Во избежание роста ксенобофии нужно вести два процесса одновременно: поддерживать свою рабочую силу и контролировать мигрантов", - убежден эксперт. Правда, тут стоит учитывать, что внутренний мигрант проигрывает внешнему в глазах работодателя, не желающему "раскошеливаться" на расходы социально-страхового характера.
Не хватает рынку и регулирования, указывает Н. Гладков. Отсутствует координирующий орган, способный свести к единому знаменателю усилия многих служб. В качестве примера того, что рынок иностранной рабочей силы является в некотором смысле "сиротой", может служить тот факт, что изменения в закон о правовом положении иностранных граждан не находились в зоне ответственности Комитета по труда и социальной политики, отметил он. Такие вопросы следует обсуждать в рамках социального партнерства, убежден Н.Гладков.
С коллегой соглашается В.Поставнин. К разработке основ миграционной политики необходимо привлекать все общество, убежден он. Почему выдачей патента занимается Федеральная миграционная служба? А куда идут фискальные средства? Необходимо передать ответственность и выгоду на региональный и муниципальный уровни, считает он. Тогда и получающие патент мигранты находились бы под более пристальным надзором и обеспечивались бы большей защитой – "дойную корову" холят и берегут. По мнению В.Поставина, проблема нелегальной миграции не решается только лишь административным ресурсом. Необходимо также участие бизнеса и общества, отмечает эксперт, ссылаясь на зарубежный опыт, где вопросы легализации решаются при участии граждан.