Российский рынок фотографии ждут интересные времена
| «Безымянный ковбой» Ричарда Принса 2008 (здесь и далее год продажи) - $3,400 млн - за 10 лет подорожал почти на 750%!
99 Cent II Diptychon. Андреас Гурски. 2007 - $3,346 млн
The Pond-Moonlight. Эдвард Стэйхен. 2006 - $2,900 млн
Фотографии и свиньи. На Западе финансовыми структурами, инвестирующими в фотографию, никого не удивить. В 2007 году британский хедж-фонд WMG сформировал Tosca Photography Fund, которым управляют экс-менеджер Commerzbank Мехмет Дальман и известный галерист Зельда Читл. Фонд прекращает свою деятельность в октябре 2010-го (горизонт инвестирования составлял три года), еще около года уйдет на распродажу коллекции. В активах фонда – 1,5 тыс. фотографий российских мастеров, рассказала «Ф.» Зельда Читл. Кроме отпечатков известных на весь мир советских авторов Александра Родченко (стоимость некоторых его работ доходила до $200 тыс.) и Эля Лисицкого, это фотографии вроде «Станция метро ”Сокол“» (1938) Эммануила Евзерихина или «Парад физкультуры» (1930-е годы) Михаила Грачева. «Фонд коллекционирует важные работы XX века и инвестирует в некоторых фотографов XXI века», – говорит Зельда Читл. Среди «новичков» – английский автор Том Хантер, который прославился тем, что снимает самых обычных людей на улицах, в том числе и в районе, где сам живет. В прошлом году фонд покупал и снимки, которые делает NASA со своих спутников. По словам Зельды Читл, в 2008 году стоимость активов Photography Fund выросла незначительно из-за глобальной рецессии (хотя в 2007-м рост составлял 32%). Тем не менее она уверена, что инвесторы получат хороший возврат на инвестиции.
Untitled №92. Синди Шерман. 2007 - $2,112 млн
Seascape. Хироши Сугимото. 2007 - $1,800 млн
«Вид Тобольска». Дмитрий Медведев. 2009 - $1,725 млн
Nude. Эдвард Вестон. 2008 - $1,609 млн
Georgia O’Keeffe (Hands). Альфред Стиглиц. 2006 - $1,472 млн
В последние годы у коллекционеров и инвесторов пользуются спросом фотографии звезд разных лет (на прошлой неделе, к примеру, были выставлены несколько неизвестных ранее снимков Мэрилин Монро), военные фотографии времен Первой и Второй мировых войн, фото 20–30 годов XX века (в России – период коллективизации, в США – Великой депрессии), работы мастеров fashion-фотографии (таких, как Уильям Кляйн и Питер Линдберг, цена на снимки которых ежегодно прибавляет по 10–20%). На стоимость работ влияет множество факторов – ограниченность тиража, оригинальная авторская печать снимка, известность художника. К примеру, отпечатки Хельмута Ньютона или Мана Рэя стоят баснословных денег не в последнюю очередь из-за их эксклюзивности. На Западе принято после смерти автора останавливать «печатный станок», поэтому цена фотографий маэстро «ню» Хельмута Ньютона после его смерти взлетела с $15–20 тыс. до $250–300 тыс. (в зависимости от формата). «Винтажи Ричарда Аведона, Ирвинга Пенна, Картье Брюссона и других мировых классиков не падают в цене. Их не так много, а желающих обладать этими шедеврами – сотни тысяч», – утверждает Наталья Григорьева. По ее словам, резко выстреливают вновь открывшиеся мировому рынку художники, которые, безусловно, имеют потенциал и собственный стиль, востребованный сегодняшним собирателем. Осложняет задачу инвестора отсутствие на этом рынке средних значений – даже у одного автора могут быть работы полярного уровня мастерства, а значит, и цены.
Athnes, Temple de Jupiter olympien pris de l’est.
Жозеф-Филибер Жиро де Праньи. 2003 - $0,922 млн
В свое время резко взлетели цены на отдельные снимки автора «ковбоя Marlboro» Ричарда Принса (его «Безымянный ковбой» – самая дорогая фотография планеты) – за 10 лет подорожала почти на 750%! Быстро прибавляли в цене и работы Доротеи Ланж – в 2005 году ее фото White Angel Breadline ушло с молотка за $820 тыс. при эстимейте в $300 тыс. Сильно росли в цене снимки Роберта Мэплторпа – некоторые работы превышали эстимейт в 5–7 раз, как, например, Poppy, проданная в свое время за $250 тыс., или American Flag ($352 тыс.). Недооцененными считаются работы южноафриканского фотографа Дэвида Голдблатта. По мнению Владимира Фролова, потенциал роста есть у немки Клаудии Рогге – ее принты 1,5 на 2 метра стоят по 12 тыс. евро и в течение 10 лет могут вырасти до 50–60 тыс. А вот снимки дико популярного до кризиса Джоэля-Питера Уиткина, который прославился скандальными фото трупов и транссексуалов (отдельные коллекционеры платили за них по $30–50 тыс.), сейчас снизились в цене.
В России тоже есть на что посмотреть. «Если делать срез в десять лет, то советская фотография, безусловно, набирала хороший темп роста цен», – говорит Наталья Григорьева. По ее словам, сейчас стоимость отдельных работ Наума Грановского, Владимира Лагранжа, Якова Халипа может превышать 30–60 тыс. рублей, хотя несколько лет назад они продавались по 5–7 тыс. рублей. Рост – 500–1000%. Не так давно «выстрелил» Борис Смелов – легендарный петербургский фотограф, умерший в 1998 году. Пять лет назад его фотографии стоили около $500, а сейчас продаются от 4 тыс. евро и выше.
The Great Wave, Sete. Гюстав Ле Грэй. 1999 - $0,838 млн
Однако многих потенциальных инвесторов и коллекционеров это не пугает. По словам Владимира Фролова, в США и Европе сейчас можно найти хорошие работы, которые продаются существенно дешевле, чем должны стоить. «Многие состоятельные люди, испытывающие финансовые проблемы, вынуждены продавать предметы искусства», - объясняет Владимир Фролов. По его словам, сейчас несколько российских коллекционеров и инвесторов «шерстят рынок» в Европе и США в поисках недооцененных фотографий. Недаром наши соотечественники по объему инвестиций в фотографии уступают лишь немцам, французам и британцам. Не отстают и украинцы. Так, снимок Андреаса Гурски 99 Cent в 2007 году за $3,34 млн приобрел зять экс-президента Украины Леонида Кучмы Виктор Пинчук, пару лет назад открывший в центре Киева свой PinchukArtCentre.
Существенных денег стоила и фотография Тобольска, сделанная президентом России Дмитрием Медведевым с вертолета в ходе предвыборной кампании 2008 года ($1,73 млн). Правда, продать это фото впоследствии будет не так просто. По словам Натальи Григорьевой, в России до сих пор практически отсутствует вторичный рынок, то есть продать снимок из своей коллекции на аукционе почти невозможно. Есть шанс продать редкий кадр специализированной галерее, но таких на всю страну не более пятнадцати. Хотя фото Тобольска может стать и ядром чьей-то частной коллекции, а коллекции, как известно, всегда стоят дороже отдельных фотографий.