5 сигналов наступления глобальной рецессии в Китае!
США находятся под давлением не одного, а сразу четырех «финансовых прессов»: снижение налогов в период правления Буша, сокращение военных расходов, сокращение расходов на социальную сферу и потенциальные последствия программы «Obamacare» (обязательное медстрахование). При всем при этом Китай, страна со второй по размерам экономикой мира, имеет еще больше проблем.
Пять месяцев назад мировые СМИ цитировали президента Всемирного Банка Роберта Зеллика, который публично предупреждал о быстром распространении кризиса в Китае, стоимость которого в общей копилке мировой экономики оценивается в $75 трлн. Прямой вопрос звучал следующим образом: «Китай? Или США? Кто первый из двух гигантов обрушит мировую экономику?» Сейчас есть все основания полагать, что правильный ответ на вопрос: Китай!
Согласно последним оценкам со стороны представителей КНР (премьер Вэнь Цзябао), экономика страны с населением в 1.3 млрд человек продолжает замедляться.
Итак, если абстрагироваться от специфики предвыборного периода в США, сможет ли Китай «опередить» Америку на своем пути к экономическому спаду и провоцированию очередного медвежьего тренда на финансовых рынках?
Мы знаем, что спад в КНР уже имеет сильное воздействие на акции бразильских компаний (страна является одним из крупнейших торговых партнеров Китая). Следующими по списку стоят США.
Первый сигнал: Китайское правительство тонет в долгах
Центральный банк Китая (под давлением Госсовета КНР) выделил порядка $586 млрд в виде пакетов помощи органам местного самоуправления.
Данная мера облегчила боль во время глобального экономического спада в 2009 году. Однако проблема не была решена, и последствия были просто отложены. «В данный момент верховные финансовые власти просят рассчитаться по долгам, - говорит Трефор Мосс, крупнейший западный эксперт и автор по Азиатскому региону, - что означает, что локальных чиновников ожидает сложный период бюджетной экономии». Звучит знакомо? Еврочиновники (особенно из южных стран) могут подтвердить – приятного мало!
Еще в докризисный период дикого расточительства многие муниципальные образования в Китае тратили огромные средства на закупку автомобилей, как под определенные нужды, так и «про запас». Теперь, например, город Вэньчжоу планирует выставить на аукцион 80% своих автомобилей в этом году, что составляет порядка 1300 единиц техники. Аналогичная картина происходит в большинстве городов Китая.
Второй сигнал: Спад в экономике начинает провоцировать социальные беспорядки
Китайские коммунисты давно готовятся к росту беспорядков, начиная со времен восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, которое привело к военному подавлению, смертям и отрицательной реакции Запада на происходившие события. Причиной к восстанию стало стремление к свободе.
На сегодняшний день темпы роста Китая (не только в экономическом плане) впечатляют достаточно, чтобы большинство людей чувствовали себя счастливыми. Однако постепенно Китай переходит из разряда развивающихся стран в страны с развитой экономикой (большой ВВП, основанный не на продаже ресурсов), и темпы роста предсказуемо замедляются. При этом усиливается социальное расслоение, а также растут опасения тысяч (если не миллионов) трудовых мигрантов за судьбу своих рабочих мест.
И если в один момент китайская экономика не сможет демонстрировать импульс к дальнейшему развитию, доходы населения начнут сокращаться, что может привести к потере контроля правящей партии, и массовые беспорядки захлестнут страну. Только в отличие от той же Греции, где народ еще недавно жег машины и дома, показывая тем самым свое недовольство предстоящим режимом жесткой экономии, потенциал «китайской бомбы» гораздо серьезнее.
Третий сигнал: Богатства страны упакованы и ждут своего сигнала «на выход»
В отличие от американских миллиардеров, для которых США, по сути, являются последним и единственным местом размещения своих капиталов, китайские богачи всегда держат наготове чемоданы, будучи готовыми в любой момент покинуть страну и не подвергать риску свою жизнь и свои деньги.
Предметы роскоши пользуются ощутимым спросом в Китае, однако в последний год наметилась тенденция, когда богатые жители Поднебесной предпочитают вкладывать средства в свободно конвертируемые активы, например, валюту. При этом снижается доля покупок фиксированных активов, в т.ч. недвижимости внутри страны.
Китайские миллиардеры не доверяют своему правительству, поэтому они ищут инвестиционные идеи за рубежом, создавая тем самым целые китайские кварталы и районы в различных городах мира (в частности, в США). Почему? Потому что такие сделки практически по всем параметрам превосходят покупки на внутреннем рынке. «Слишком много ограничений, слишком высокие политические риски, большая вероятность сильных экономических колебаний», - указывает Трефор Мосс на очевидные недостатки вложений внутри Китая.
Четвертый сигнал: Большие размеры – большие последствия
Население Китая растет астрономическими темпами: 1.3 млрд на данный момент, плюс 300 млн в течение жизни следующего поколения, по оценкам ООН. Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Фогель прогнозирует китайское доминирование в мировой экономике в ближайшей перспективе. По мнению эксперта, к 2040 году экономика Китая будет оцениваться в $123 трлн и составлять примерно 40% от всего мирового ВВП (доля США на тот момент будет равна примерно 14% от мирового ВВП).
Но такой рост ставит перед правительством страны большие вызовы. Китай импортирует энергоресурсы для удовлетворения растущих потребностей. Сейчас, например, склады Китая завалены углем, который должен был пойти на нужды промышленного производства в стране. Почему же появились огромные излишки? Здесь существует две основные причины: чрезмерное накопление согласно плановым разнарядкам «сверху», а также текущее сокращение производства продукции.
В такой ситуации становится очевидным, что Китай имеет реальные проблемы смешивания центрального планирования с механизмами свободного рынка. По сути, при дальнейшем росте могущества Китая страна скоро столкнется с тем фактом, что глобальные процессы в мировой экономике сильно влияют на состояние Китая с одной стороны, а с другой - Китай сам оказывает влияние на всю мировую экономику. В таких условиях любые неверные решения, как со стороны Китая-производителя, так и Китая-покупателя, чреваты серьезными потрясениями для страны.
Пятый сигнал: Сильное давление на инфляционные механизмы
По мере того как уровень жизни в Китае стремительно растет, растет и спрос на различные группы товаров со стороны китайской экономики (продовольствие, предметы роскоши и пр.), оказывая тем самым сильное давление на цены по всему миру.
«Китай потребляет все большее количество мяса, цены на свинину и говядину выросли, что подстегивает инфляцию, - говорит Мосс. - Однако после того, как в силу вступают рыночные механизмы - при росте цен растет предложение товара, а спрос на него постепенно падает, правительству приходится вмешиваться и скупать излишки продовольствия для стабилизации цен. Пока это происходит, подорожавший товар замещается на потребление товара-заменителя, цены которого также начинают расти. И из этого замкнутого круга очень сложно найти выход».
Заключение
Затянувшийся спад темпов роста экономики Китая начинает сеять хаос среди мировой общественности. Политические риски, бегство капитала, безопасность системы продуктового обеспечения, инфляция, долги, энергетические и экологические проблемы – все это наталкивает на вопрос о последствиях. Может быть, пока что просто гипотетически, китайские проблемы достигнут критической массы. Что тогда произойдет с экономикой США, Европы и остальных стран? Какой силы медвежий рынок нас тогда ожидает?