Алексей Третьяков: о плюсах и минусах вступления в ВТО
Тема вступления России в ВТО серьезно волнует представителей малого бизнеса в Петербурге. Свой комментарий о плюсах и минусах этого процесса «Новостям малого бизнеса» изложил Алексей Третьяков, сопредседатель Санкт-Петербургского независимого Координационного совета по малому и среднему предпринимательству.
«Наша страна пошла на уступки Евросоюзу и в результате российские потребители выиграют, но многие предприятия погибнут в конкурентной борьбе», — заявил г-н Третьяков. По его словам, эксперты сходятся в том, что присоединяться к ВТО надо, поскольку в этой организации состоят все наши торговые партнеры, и нам легче будет отстаивать свои внешнеэкономические интересы.
Все уверены также, что открытость внутреннего рынка окажется на руку отечественным потребителям, у которых появится больше выбора и шанс на снижение цен на товары и услуги.
В то же время не будет практически ни одного сектора экономики (за исключением сырьевых и некоторых других экспортных отраслей), где конкуренция не убьет часть отечественных производителей. Алексей Третьяков утверждает, что экономика европейского типа может выживать только в условиях постоянного роста сбыта продукции, почему уже сейчас общепланетарные производственные мощности развиты до такой степени, что в состоянии произвести в 100 раз больше товаров и услуг, чем объективно потребно для человечества.
Как следствие — жесточайшая конкуренция. Главный аргумент для победы в этой борьбе — коренная модернизация, от технологической и управленческой, до модернизации системы продаж. «Для стран с высоким уровнем реальной и честной конкуренции вступление в ВТО (таких, как, например, страны «старой Европы») — благо: ведь это не только шанс завоевать новые рынки сбыта, но и высокая гарантия сохранить свои. К тому же — очередной стимул для усиления модернизационных процессов.
У нашего малого бизнеса слишком специфические условия существования, считает г-н Третьяков. «Чрезвычайно высокий уровень административной ренты (попросту — коррупционных выплат) делает значительный объем российской продукции заранее неконкурентоспособной. Известно, например, что в чеке общепита половину стоимости составляет та самая административная рента, а на модернизацию денег, в общем-то, и не остается. С другой стороны, нужна ли модернизация вообще в условиях, когда настоящей конкуренции практически нет, и ее давно и повсеместно заменил пресловутый административный ресурс?
И выживает на рынке не сильнейший, не тот, кто смог сделать лучше и дешевле, а тот, кто смог «эффективно договориться» с чиновником — тогда и конкурента уничтожат, и ему тепличные условия создадут. Первый вывод парадоксален, но очевиден: в нынешних российских условиях коренная модернизация невозможна, ибо экономически бессмысленна, потому как, кроме головных болей и финансовых затрат, ничего не дает» – заключил он.
Второй вывод Алексей Третьякова: «Подавляющее большинство российских предприятий (особенно это относится к малым) в силу своей неконкурентоспособности шансов выйти на мировые рынки почти не имеет, а вот утратить свои — запросто. В таком случае в России выиграют от вступления в ВТО только крупные сырьевые экспортно-ориентированные компании, а также стратегические инвесторы, для которых западные рынки пока приоткрывают очень неохотно».