В России утверждены новые правила розничной торговли и оказания услуг. Если кассовый чек содержит неполную информацию, вместе с ним покупателю должен быть выдан и товарный чек
Эта статья является комментарием к:
Правительство утвердило изменения в некоторые акты, касающиеся продажи товаров и оказания услуг. Соответствующий документ сегодня публикует "Российская газета" на стр. 19.
Одна из новаций касается выдачи чеков. Дело в том, что раньше нормативные акты предписывали обязательную выдачу покупателям товарных чеков, в которых указывались артикул, сорт, цена, производитель и прочая информация о покупке. С появлением кассовых аппаратов эти данные стали печатать машины. Но не все аппараты дают исчерпывающую информацию. "По новым правилам предусмотрено, что в случае если кассовый чек содержит неполную информацию, вместе с ним покупателю должен быть выдан и товарный чек", - пояснил сопредседатель Союза потребителей России Евгений Мясин.
Представители бизнеса, правда, считают эту норму излишней. "Это достаточно сложно с точки зрения продавца. Поскольку, если каждый покупатель помимо кассового чека будет требовать еще и товарный чек с наименованием товара, указанием цены, артикула, страны происхождения, а также с датой, печатью и подписью, это займет много времени.
И, прежде всего, такая норма может негативно сказаться на небольших магазинчиках, находящихся в шаговой доступности, в которых установлены очень простые контрольно-кассовые машины", - рассказала "РГ" член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Наталья Чудакова. По мнению эксперта, нынешние изменения и так предполагают, что товар, который стоит на прилавке, является своего рода контрольным образцом и должен и так сопровождаться всей необходимой информацией. "Зачем введена новая норма - не совсем понятно", - считает Чудакова. Но признает, что она может быть полезна в случае покупки дорогостоящих товаров.
Собственно для этого и создавались новые правила, которые направлены на защиту интересов и прав потребителей. И эксперты, опрошенные "РГ", согласились, что в большинстве нововведений преследуют именно эту цель. Но не обошлось и без вопросов. Например, Мясин изменением не в пользу потребителей назвал норму о разносной торговле пивом. Покупать его, получается, теперь можно только в стационарных торговых точках, а не, скажем, на железнодорожных станциях, в электричках и на пляжах. "Выходит, пиво нельзя заказать и по Интернету", - делает вывод эксперт "РГ". Однако при этом все-таки уточняет, что такая мера вполне логично вписывается в антиалкогольную кампанию, проводимую государством.
Впрочем, как пояснила Наталья Чудакова, продавать пиво в тех же электричках и раньше было нельзя. "Более того, с 1 января 2013 года нельзя будет это делать в киосках и палатках. А сейчас киоскеры и палаточники имеют право продавать пиво крепостью ниже 5 градусов. Но это регламентируется совсем другим законом", - уточнила Наталья Чудакова. Строго говоря, изменения, касающиеся продажи товаров и оказания услуг, по мнению экспертов "РГ", и были утверждены для того, чтобы привести некоторые нормативные акты в соответствие с поправками в закон о защите прав потребителей, которые принимались в последние годы. Но все же, рассуждая о пиве, нельзя не задуматься о том, что запрет на его продажу вне стационарных магазинов пролоббировали представители торговых сетей. И вряд ли их устремления продиктованы только защитой потребителей.
И уж совсем ничем не объяснить, говорят эксперты, еще одно новшество - оно касается возможности нарезки продовольственных товаров. "Если раньше вы приходили в магазин и говорили, порежьте мне, пожалуйста, колбасы, а вам отказывали, это было нарушением правил продажи отдельных видов товаров. И продавца за это могли оштрафовать на несколько тысяч рублей. Он был обязан нарезать товар. А вот теперь, если вы попросите колбаски нарезать, продавец вам может и отказать, сославшись, например, на неподходящий нож. Хотя в новых правилах есть формулировка "по просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде". Чувствуете разницу между "могут" и "обязан"?" - прокомментировал Евгений Мясин.
Справка "РГ"
Заметно выросло число обращений в Союз потребителей России, связанных с качеством непродовольственных товаров (с 39,2 до 44,7 процента) и услуг жилищно-коммунальных служб (с 8,5 до 12 процентов).
Много претензий в прошлом году было и к срокам исполнения работ и услуг, жалуются потребители на нарушения правил торговли, на качество ремонта жилья и строительные работы.