Как открыть диспетчерскую службу такси
Радиофицированное такси является взаимовыгодным источником дохода, как для таксиста, так и для диспетчерской службы такси. Все большее количество водителей заключают договора с фирмами, предоставляющими такие услуги. Работа диспетчерской службы состоит в объединении тех таксистов, которые хотят работать более эффективно. Проще говоря, диспетчеры службы принимают информацию о желающих воспользоваться услугами такси и передают ее за определенную плату непосредственно водителю такси. Владение информацией в несколько раз увеличивает эффективность работы такси.
Простота процесса, востребованность услуг диспетчерской службы такси и быстрая окупаемость делает этот вид бизнеса необычайно привлекательным. Но не все так безоблачно. Радиосвязь является основополагающим фактором успешной работы компании. И для использования системы связи не достаточно будет лишь приобрести нужное оборудование, придется также пройти длительные процедуры получения лицензии, всевозможных согласований и разрешений. А это дополнительные затраты и месяцы хождений по разным инстанциям.
Как было сказано выше, диспетчерская служба такси играет роль посредника между пассажиром и таксистом. Принимаемый по телефону заказ передается по радио водителю. При этом службы работают в разных условиях: начиная с договоренности с частными водителями, работающими на своем или арендованном транспорте и заканчивая обслуживанием целых автопарков. По причине распространенности работы с частными таксистами рассмотрим именно эту схему ведения бизнеса. В свою очередь, водитель, согласно договору с диспетчерской фирмой, платит ей заранее оговоренную сумму или же процент от каждого заказа. Это и есть основная и единственная статья дохода диспетчерской службы такси. В условиях же достаточно развитого рынка борьба за клиента с каждым днем ужесточается. И решающую роль здесь играют: в первую очередь – качественная связь, реклама и сами колеса.
Но начнем с самого начала.
Регистрация. В какой же форме зарегистрироваться? Проще всего – как частный предприниматель, предоставляющий информационные услуги.
При составлении бизнес-плана деятельности диспетчерской службы такси главной первоначальной статьей расходов будут затраты на приобретение оборудования связи - от $700 до $3000. Выбирая тот или иной комплект техники, следует учитывать «чистоту» эфира: в небольших городах возможно использование недорогого оборудования, а вот применение дешевого оборудования в «городах - миллионниках» принесет не мало хлопот. Самым недорогим вариантом построения связи, идеальным для небольших городов является использование Си-Би-частот (от 27,2 до 27,4 МГц). Перед эксплуатацией радиосвязи необходимо будет получить соответствующее разрешение и пройти процедуру регистрации. Предпочтительнее с точки зрения качества связи использование радиостанции, которая работает в диапазоне УКВ (от 150 до 500 МГц), но, выбирая этот вариант, будьте готовы раскошелиться и пройти множество технических экспертиз. Использование этой системы связи потребует получения соответствующей лицензии и некоторых согласований. Все это может занять целый год. Наиболее выгоден для начинающих диспетчерских вариант «аренды частот» у оператора, который имеет лицензию на предоставление услуг радиосвязи – получите качественную УКВ связь без излишне затраченного времени и средств.
Телефонная связь (примерно пять каналов), по самым скромным расценкам обойдется в сумму от $800 до $2000. Плюс четыре аппарата по $50 и факс для руководителя – примерно $400. Плюс компьютер с установленной на нем специальной программой ( $800 ). Применение этой программы ускорит процесс работы, позволит эффективно вести учет заказов, автоматически определять стоимость поездки, осуществлять точный расчет с диспетчерами, водителями и операторами и даже прослеживать и выявлять недобросовестных заказчиков. В общем, сплошные плюсы. Ну и какой же бизнес без рекламы. На первых порах затраты на рекламу составят от $200 до $300. Итак приблизительные расходы на создание диспетчерской службы такси составят от $5000 до $15000. В условиях современного рынка кредитования поиск такой суммы для инвестирования не вызовет затруднений.
Месторасположение будущего офиса – немаловажная деталь в механизме работы диспетчерской службы такси. Дело в том, что для обеспечения лучшей радиосвязи есть смысл выбирать помещение в более «высокой» части города. Но размещать офис фирмы в жилом доме нежелательно, так как недовольство жильцов может повлечь массу всевозможных проверок. Затраты на аренду небольшого помещения составят примерно от $100 до $200 в месяц, а меблировка и подробная карта города обойдется в $600.
К вопросу о подборе кадров. С одной стороны таксист, заключивший договор с фирмой работает на себя и отвечает за свою работу, но в то же время он является в некотором роде представителем компании. Ведь в случае конфликтной ситуации все жалобы поступают непосредственно в диспетчерскую службу такси. Да и создается такая служба, имея обычно некоторую основу, состоящую из 10-15 таксистов. Увеличение числа водителей должно производиться путем тщательного отбора: проверятся должны не только техническое состояние и документы автомобиля, но и знание водителем улиц города, свободное ориентирование на городских маршрутах. Немаловажное значение имеет и умение общаться с людьми. Также это касается и потенциального диспетчера. Хорошая память, сообразительность и приветливый голос – все, что требуется от хорошего диспетчера. На заметку: в некоторых фирмах система связи установлена таким образом, что руководство имеет возможность прослушивания переговоров с клиентами – поверьте, диспетчера таких компаний никогда не расслабляются. Кстати, всегда оправдает себя приобретение «красивого» легко запоминающегося номера – на сегодняшний день эту услугу предоставляют многие операторы. Такой номер будет своеобразным рекламным ходом, наряду с цветными визитками, календарями. Их стоит пристраивать на видном месте в гостиницах, офисных центрах, магазинах. И не забывайте про Интернет. Ведь люди все чаще ищут нужную им информацию в сети. Информация о вашей фирме с номером телефона, размещенная на виртуальных досках объявлений, будет служить дополнительной рекламой. Ну и конечно мобильной рекламой будут являться сами автомобили, украшенные телефонами службы.
Диспетчерская служба такси в своей деятельности сталкивается с множеством проблем. Одной из главных является, пожалуй, неэффективная организация деятельности сотрудников фирмы. Иногда, особенно это актуально для мегаполисов, случаются проблемы с транспортом из-за чрезмерной загруженности дорог города. Это, так или иначе, отражается на репутации фирмы, даже если сотрудники делают все возможное и невозможное. Чтобы избежать этой ситуации необходимо не только учитывать множество факторов (прогноз погоды, особенности времени суток, возможность подмены водителями друг друга), но и свободно управлять ими, или, по крайней мере, постараться минимизировать негативные последствия тех или иных явлений. Таким образом, координация деятельности диспетчерской службы должна осуществляться на должном уровне людьми, имеющими опыт в подобной работе.
Ежемесячные расходы диспетчерской службы такси складываются из следующих затрат: расходы на заработную плату штата из восьми человек – не менее $1000, оплата телефонной связи – от $100, аренда помещения – от $100, ну и конечно же налоги. Таким образом, ежемесячные расходы в итоге составят не менее $1200 в месяц. Окупаемость бизнеса напрямую зависит от количества привлекаемых водителей такси. Если эта цифра составляет 30-50 человека, на первых порах не стоит рассчитывать на покрытие ежемесячных расходов фирмы. Выходом из этой ситуации послужит расширение службы такси. Взнос уже 100 водителей в дело радиофикации позволяет говорить о рентабельности бизнеса. Также не стоит забывать о дополнительных услугах как источнике дохода. К примеру, обслуживание корпоративных клиентов или же предоставление автомобилей представительского класса.
В заключении можно сделать вывод о том, что грамотно организованный бизнес по предоставлению услуг диспетчерской службы такси будет не только приносить стабильный доход, но и иметь перспективы дальнейшего развития.
Масштаб инвестиций: $ x10000
Достоинства:
- невысокие вложения
- требуется минимальный офис
- бизнес очень легко расширяется путем увеличения штата таксистов
Недостатки:
- необходимость получения лицензии на радиочастоту
- высокая конкуренция на рынке, а значит и расходы на рекламу
- автомобильные пробки в крупных городах снижают привлекательность бизнеса
Риски:
- переход таксистов к конкурентам
- потеря лицензии