Как изменится НДС с 1 октября 2014 года
Принят Федеральный закон от 21.07.14 № 238-ФЗ* (далее — Закон № 238-ФЗ), который вносит в Налоговый кодекс весьма существенные поправки, касающиеся НДС. Большая часть поправок вступит в силу уже с 1 октября 2014 года. Кто сможет не составлять счет-фактуру, как надо будет применять вычеты при НДС с авансов, как изменятся правила определения налоговой базы — ответы на эти и другие вопросы в настоящей статье.
Место реализации работ или услуг
Поправка. Уточнено содержание статьи 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)».
Суть изменений. Реализация работ или услуг облагается НДС, если совершается на территории РФ. В этих целях налоговым законодательством закреплены принципы определения места реализации. Так, место реализации работ (услуг), в зависимости от их вида, может определяться, в частности (подп. 4-5 п. 1 ст. 148 НК РФ):
- по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает);
- по месту нахождения покупателя этих работ (услуг).
Местом реализации работ и услуг может являться место деятельности организации или ИП, которые оказывают эти услуги либо выполняют работы (за исключением перечисленных в подп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Это место определяется, в общем случае, по данным государственной регистрации (п. 2 ст. 148 НК РФ).
С 1 октября 2014 года уточняется порядок установления места реализации услуг (работ), которые оказываются (выполняются) филиалом или представительством организации. В таких случаях местом реализации работ (услуг) будет считаться место, указанное в учредительных документах. То есть, если, например, в уставе компании закреплено, что филиал (представительство) находится за границей, то приобретение услуг или работ у этого филиала (представительства) за пределами РФ, не будет признаваться объектом обложения НДС.
В пояснительной записке к Закону № 238-ФЗ отмечается: поправка в статью 148 НК РФ направлена на уточнение порядка определения места реализации работ (услуг) в случае, когда такие работы (услуги) оказываются на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в налоговом органе такого иностранного государства. В целях исключения двойного налогообложения таких операций предлагается не признавать их местом реализации территорию РФ.
Аналогичный порядок с 1 октября 2014 года будет применяться и к определению места нахождения филиала или представительства организации-покупателя некоторых видов работ или услуг (например, по разработке программ для ЭВМ, консультационных, юридических, бухгалтерских) — подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Определение налоговой базы при реализации недвижимости
Поправка. Уточнено содержание пункта 16 статьи 167 НК РФ «Момент определения налоговой базы».
Суть изменений. Напомним, что момент определения налоговой базы — это, фактически, дата, на которую налоговая база считается сформированной и с неё можно исчислить НДС. По общему правилу налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из двух дат (пункт 1 ст. 167 НК РФ):
1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Законом № 238-ФЗ уточнено, что с 1 октября 2014 года при реализации недвижимого имущества датой отгрузки следует считать день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (пункт 16 ст. 167 НК РФ).
Сейчас применятся другое правило: моментом определения базы по НДС является день передачи недвижимости. При такой формулировке получается, что общее правило про более раннюю из дат не действует, и дата поступления оплаты на возникновение налоговой базы не влияет. Иногда это приводит к спорам, следует ли рассчитывать НДС и перечислять его в бюджет, например, по факту получения аванса. Внесенные поправки эту неопределенность устраняют: при реализации недвижимости применяются общие правила определения налоговой базы, поэтому положения об исчислении НДС при получении аванса должны применяться.
Вычеты НДС
Поправки. Изложены в новой редакции:
- абзац 3 подпункта 3 статьи 170 НК РФ «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»;
- пункт 6 статьи 172 НК РФ «Порядок применения налоговых вычетов».
Суть изменений. Новшества затрагивают порядок принятия НДС к вычету продавцом и восстановления НДС покупателем в ситуациях, когда расчеты осуществляются по предоплате (полной или частичной). Поясним на примерах.
Предположим, что продавец получил предоплату за товар. Позднее продавец отгрузил товар (или же выполнил работы, оказал услуги или передал имущественные права), стоимость которого оказалась меньше полученного уже аванса. Если так, то покупатель обязан восстановить НДС только в той сумме, которая фактически указана в счете-фактуре на отгрузку товара. Проще говоря, сумма к восстановлению будет равна величине НДС, предъявленного продавцом. Такая позиция, кстати, высказывалась и прежде (например, письмо Минфина РФ от 15.06.10 № 03-07-11/251). При этом новая редакция уточняет: если договором предусмотрено, что предоплата засчитывается в счет платежей за отдельные партии товаров (работы, услуги, имущественные права) в определенном размере, то НДС восстанавливается в сумме, приходящейся на часть аванса, который учитывается при расчетах.
Если продавец получает аванс, то он обязан рассчитать НДС и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 154 НК РФ). С даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав) продавец может принять сумму НДС с аванса к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ).
Новой редакцией пункта 6 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Проще говоря, НДС с аванса, принятый к вычету, восстанавливается в сумме, которая начислена не со всего аванса, а именно с аванса, который зачтен в счет оплаты за приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права).
Кто сможет не выставлять счета-фактуры
Поправка. Изложен в новой редакции подпункт 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура».
Суть изменений. С 1 октября 2014 года налогоплательщик освобождается от обязанности по составлению счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг или имущественных прав) контрагентам, не являющимся плательщиками НДС или налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога. Но только по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Сейчас по общему правилу налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. Исключение — совершение операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Поправки. Изложен в новой редакции пункт 3.1 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура». Уточнено содержание пунктов 5, 5.1 и 5.2 статьи 174 НК РФ. Поправки начнут действовать с 1 января 2015 года.
Суть изменений. Напомним, что с 1 января 2015 года из НК РФ исключаются положения, обязывающие плательщиков НДС вести журналы учета полученных и выставленных счетов фактур. А сам журнал учета не нужно будет предоставлять при подтверждении права на освобождение от НДС (п. 6 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 20.04.14 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Однако для некоторых лиц такие обязанности все же сохранятся. Так, налогоплательщики, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС и лица, которые, в принципе, не являются налогоплательщиками НДС, обязаны будут вести журналы учета, если они являются посредниками (по договорам комиссии или агентским договорам) или же если выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. При этом счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в журналах можно будет не регистрировать (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Также названные выше лица будут обязаны:
- представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в электронной форме через оператора электронного документооборота;
- включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур;
- представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета в электронной форме через оператора ЭДО журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Соответствующие уточнения внесены в пункты 5, 5,1 и 5.2 статьи 174 НК РФ, и начнут действовать с 1 января 2015 года.
*Название закона — «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».