Как заработать миллион на футболках
Удивляет, как американцы умеют выжать все по максимуму из одного события. Уже прошло оно давно, а они все продают кепочки-футболки, и скидки делают, и за рукав тебя будут дергать «купи-купи», но заработают на мероприятии все до последнего цента.
Перед матчем с «Оттавой» я прогулялся по стадиону в китайском квартале – «Верайзон Центр», где играет «Вашингтон». Зашел в их клубный магазин. Посмотрите фотогалерею на портале Sovsport.ru.
Зимняя классика (матч «Питтсбург» – «Вашингтон» под открытым небом) прошла уже полмесяца назад. Маркетинговая машина НХЛ наштамповала так много разнообразных сувениров, что они и сейчас разлетаются как горячие пирожки. На них просто цены снизили на 30%. Толкучка в клубном магазине «Кэпиталз», как на Тверской в час пик.
Еще поражает, с какой цепкостью американцы зарабатывают на конкретном хоккеисте. В этом сезоне капитан «Вашингтона» Александр Овечкин получит по контракту $9 млн. Но кажется, все эти деньги хозяин клуба Тед Леонсис отобьет уже на бейсболках и свитерах с фамилией «Ovechkin». А еще можно выпустить куклу для детей – смуглый и небритый Ови, похожий на Энрике Иглесиаса. Или футболку с комическим рисунком человека без зуба…
Вот простой тренировочный свитер Александра Семина, впитавший пот одного его занятия. Что с ним делают американцы? Выставляют на аукцион, который проходит прямо в холле «Верайзон Центр». Каждый желающий записывает цену на листке, а после матча победителю звонят, и он получает раритет. Возле кассы. Да, популярная шутка в Канаде – оставить телефон лучшего друга, чтобы ему сообщили радостную весть о том, что ему достался свитер Гретцки за 15 тысяч долларов. Но в целом народ в Северной Америке законопослушный.
Мне нравится, что в Омске создали целую мануфактуру вокруг Яромира Ягра. Можно купить все с иконоликим профилем, начиная от настенных часов и заканчивая подушкой для дивана. Но вообще в нашем хоккее, пропитанном духом коллективизма, не принято выделять личности. Хотя можно было бы запустить торговую линию имени Александра Радулова («Салават Юлаев»), Сергея Федорова («Магнитка»), Алексея Морозова («Ак Барс»), Сергея Мозякина («Атлант»)… Для того они и нужны, лица клуба. На них в КХЛ зарабатывают, но пока не с таким размахом.
Хотя понятно, что наша лига только развивается. Да и в лужу можно сесть – что сейчас делал бы СКА с пластиковыми болванчиками и расписными футболками с надписью «Набоков»? А тот же «Вашингтон» весной прошлого года заключил десятилетний контракт на $67 млн. с Никласом Бэкстремом, поэтому со спокойной душой печатает портреты шведа по 20 долларов, стилизованные под картины Энди Уорхолла.
Уверен, что «Вашингтон» и на поездке в Россию заработает по полной программе. Хотя проект еще в стадии обсуждения. Я попросил пресс-атташе клуба Нэйта Юэлла прокомментировать новость ESPN о том, что лига предложила шести клубам («Вашингтон», «Рейнджерс», «Эдмонтон», «Буффало», «Лос-Анджелес», «Анахайм») начать сезон в Европе. При этом НХЛ хочет провести шесть матчей в шести разных городах с заездом в Москву.
Юэлл пожал плечами: «Это пока неофициальная информация. Нам об этом не объявляли». Но понятно, что если кто и отправится в Москву, то «Вашингтон» – самый популярный клуб НХЛ в России. И тогда мы увидим, как работает их мануфактура – американцы привезут горы сувениров с собой. Налетай, торопись, покупай живопись!
18/01/2011