10 золотых советов, которые дают богатые родители своим детям
Родители учат детей многому, делая особенный упор на то, что такое хорошо и что такое плохо. Увы, за философскими рассуждениями о более практических советах мы забываем. В российской действительности первые уроки финансовой грамотности дети получат лет в 20, когда возьмут свой первый потребительский кредит, который, конечно, отобьет у них всю веру в человечество. Предлагаем вам стать исключением, воспользовавшись советами, изложенными американским бизнесменом Робертом Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». В ней он приводит типичные советы, которые дают своим отпрыскам богатые и бедные родители. Значимость этой книги, выдержавшей десятки переизданий и разошедшейся миллионными тиражами, подчеркивает тот факт, что инвесткомпания J.P.Morgan внесла ее в список обязательных для прочтения.
Урок 1. Знать разницу между активом и пассивом
Этот совет – самый важный, если его хорошо понять, остальные уже не нужны. Нужно постоянно приобретать активы и снижать число пассивов. «Хотите урок путаницы - просто посмотрите в словаре слова “актив” и “пассив”. Опытный финансист разберется, но обычный человек будет смотреть на эти слова, как на китайские иероглифы. Все просто: Актив - то, что кладет деньги в ваш карман. Пассив - то, что вынимает деньги из вашего кармана». К слову, собственный дом, по мнению Богатого папы, – это однозначный пассив. Жилье должно быть скромным.
Урок 2. Заставлять деньги работать на себя
«Бедные и средний класс работают ради денег. Богатые заставляют деньги работать на себя», - говорит Богатый папа. Также богатые «сочиняют деньги».
«- Понимаешь, твой отец учился и получил отличное образование, поэтому смог найти
высокооплачиваемую работу. Ну и что? А проблемы денежные сохраняются, потому что он ничего не знал о деньгах в школе. В довершение всего, он верит в то, что надо работать на деньги, ради денег.
- А вы - нет?
- Ну, не совсем. Если ты хочешь научиться работать на деньги, тогда оставайся в школе. Это замечательное место, чтобы научиться это делать».
Урок 3. Постоянно учиться
По словам Богатого папы, тому, как управлять деньгами, надо учится всю жизнь. Не стоит пренебрегать любой возможностью поучиться этому у успешных людей. «Большинство людей идут в колледж на 4 года, и на этом образование кончается. Я уже знаю, что моя учеба, касательно денег, продлится всю мою жизнь, так как чем больше я узнаю, тем больше мне требуется узнавать. Большинство людей никогда не изучают предмет денег. Они ходят на работу, получают деньги, балансируют со своими чековыми
книжками и все».
Урок 4. Не бояться остаться без денег
«- 10 центов в час вам мало? Вы же ради денег работаете, а не чтобы учиться у меня управлению финансами? Тогда даю 25. А что, разве 25 центов в час плохо? Не заставляет ли это биться ваше сердце немного быстрее? Ладно, я буду платить вам доллар в час. 2 доллара в час. Мой маленький девятилетний мозг и сердце чуть не взорвались. Это же был 1956 год, а плата в 2 доллара в час превратила бы меня в самого богатого ребенка в мире».
Так Богатый папа искушал мальчиков. По его мнению, в глубине каждого из нас живут страх и жадность – главные враги богатства.
«У многих людей есть своя цена. Есть потому, что в них живут страх и жадность. Сначала страх остаться без денег мотивирует нас усердно трудиться, но однажды, получив деньги, мы попадаем в сети жадности и желания, которые заставляют нас думать о всех тех великолепных вещах, которые можно купить за деньги. Возникает жизненный шаблон - встать, пойти на работу, оплатить счета, встать, пойти на работу, оплатить счета. Жизни людей с этим шаблоном пожизненно управляются страхом и жадностью».
Урок 5. Не позволять жадности управлять своей жизнью
«Растут доходы – растут и желания. Большинство людей использует страх и жадность против самих себя. С этого начинается невежество. Большинство людей проживает свои жизни, гоняясь за денежными чеками, повышением жалования и поиском надежной работы, понукаемые страхом и желанием, не особо задаваясь вопросом, а куда, собственно, эти мысли ведут их. Ситуация напоминает картинку с ослом, запряженным в тележку, и с возницей, который соблазняет осла морковкой, болтающейся на веревочке, прямо перед его носом. Владелец направляется туда, куда хочет, но ослик гоняется за иллюзией. А завтра для ослика будет еще одна морковка».
Урок 6. Надеяться только на себя
«Его беспокоили слухи, что мы когда-нибудь отойдем от золотого стандарта, и наши доллары не будут больше серебряными сертификатами. “Когда это произойдет, ребята, вся чертовщина вырвется на свободу. Бедные, средний класс, все подверженные невежеству, окажутся в ситуации, когда их жизнь станет разваливаться только потому, что они будут продолжать верить, что деньги - реальны, и что компания, на которую они работают, или правительство позаботятся о них”». В действительности на пособия и льготы рассчитывать не стоит, как и на милости судьбы, нужно смело брать управление своим будущим в собственные руки.
Урок 7. Не относиться к деньгам серьезно
«В 1923 году группа наших величайших лидеров и богатейших бизнесменов проводила встречу в Чикаго, в отеле “Еджуотер Бич”. Среди присутствующих были Чарлз Шваб - глава крупнейшей независимой сталелитейной компании, Семюэль Инсел - президент крупнейшей в мире компании коммунальных услуг, Говард Хопсон - глава крупнейшей компании производящей бензин, Айвер Крюгер - президент одной из крупнейших в мире компаний по производству спичек, Леон Фрейзер - президент банка международных расчетов, Ричард Уитни - президент нью-йоркской фондовой биржи, Артур Котн и Джес Ливермор - два крупнейших биржевых спекулянта, Альберт Фол - представитель администрации президента Хардинга. 25 лет спустя 9 вышеназванных особ закончили так: Шваб умер нищим, прожив свои последние пять лет на деньги, взятые в долг. Инсел умер разоренным за границей, Крюгер и Котн также скончались разоренными. Хопсон сошел с ума. Уитни и Фол отсидели в тюрьме. Фрейзер и Ливермор покончили жизнь самоубийством».
Урок 8. Видеть то, чего не видят другие
«Миссис Мартин разрезала напополам заглавный лист комикса. Исковерканная книжица выбрасывалась в большой картонный ящик. Когда я спросил ее, что она делает с комиксами, она ответила: “Я их выбрасываю. А верхнюю половину заглавного листа отдаю дистрибьютору комиксов в качестве кредита, когда он приносит новые комиксы. Он придет через час”. Мы с Майком ждали час. Вскоре приехал дистрибьютор, я спросил его, могли ли мы взять комиксы, что выбрасывала миссис Мартин. На что ответ был таким: “Можете взять комиксы, если вы работаете в этом магазине и не станете их перепродавать”. Наше с Майком партнерство возродилось. У мамы Майка была свободная комната в подвальном этаже, которой никто не пользовался. Мы навели там порядок и начали складировать здесь сотни комиксов. Вскоре наша библиотека комиксов открылась для посетителей».
Урок 9. Инвестировать без посредников
«У среднего класса нет времени учиться, как инвестировать, и они полагаются на опыт менеджера фонда, связанного с ценными бумагами. Так как инвестированные фонды открытого типа бывают различными по типам инвестирования, средний класс полагает, что их деньги в большей безопасности. Средний класс, сплошь образованный, веря в эту догму с ценными бумагами, играет на руку брокерам этих фондов и специалистам финансового планирования. Лейтмотив прежний: действуй наверняка. Избегай
риска. Настоящая трагедия заключается в том, что отсутствие раннего финансового образования и есть фактор, порождающий риск, с которым сталкивается средний класс. Причина, почему средний класс должен действовать наверняка заключается в том, что его финансовые позиции хиленькие».
Урок 10. Постоянно думать о собственном бизнесе
По огромной убежденности Богатого папы, высококвалифицированный специалист должен работать «на дядю» всего с одной целью – за чужой счет достичь вершин своего мастерства, после чего – создать собственную компанию, которая похоронит бизнес «дяди».