Воронка бедности и маргинализации
Сегодня образование в России, на всех уровнях, практически перестало выполнять функцию социального лифта. Еще в 2004 году, в исследованиях новой институциональной политики, было показано - что дети из благополучных семей, как правило, поступают в ведущие ВУЗы, в то время как дети из семей бедных и неблагополучных не идут в ВУЗы вообще или идут в ВУЗы низкого уровня.
Исследованиями Высшей школы экономики установлен более тревожный фактор - социальное расслоение самым серьезным образом коснулось и школ. Примерно в 20% школ концентрируются выпускники, показывающие низкие результаты по ЕГЭ. Более детальное исследование этих школ показывает, что в них низкий социальный культурный капитал семей совмещается с низкими ожиданиями педагогов.
Таким образом, формируется засасывающая воронка бедности и маргинализации, именно эти школы являются основными поставщиками или будущих учащихся ПТУ, или людей, выпадающих из общества вообще!»
Ярослав Кузьминов, ректор ГУ ВШЭ
19/01/2012