Более 50% владельцев среднего бизнеса рискуют в этом году потерять его целиком или в значительной части
- Многие теперь строят планы как сберечь. Некоторые - даже как приумножить. Но я и не предполагал, что у кого-то есть план бизнес потерять. Теперь складывается такое ощущение. Но обо всем по порядку.
2014 год был «удачным» для среднего бизнеса во всех отношениях. Экономическую ситуацию в целом и, тем более, в ваших отраслях вы знаете лучше меня. И о том, как она влияет на потребности федерального и регионального бюджетов, тоже. Даже не владея конкретными цифрами.
Кроме прочего, прошлый год стал рекордсменом по количеству налоговых поправок (поэтому заявку на налоговую стабильность с лета 2015 года в послании Президента я не засчитываю ему в актив). И это не считая позапрошлогодних, которые неприметно заработали именно в 2014-ом.
Приняты глобальные поправки в законодательство о банкротстве - законодатель оперативно отреагировал на кризисную ситуацию. Переписан Гражданский кодекс в части регулирования деятельности юридических лиц. Добавим хаотичные телодвижения в смысле деоффшоризации (Закон «О контролируемых инокомпаниях» и ряд поправок в Налоговый кодекс). Ну и арбитражная практика не отстает. Подтягивается.
Дано: есть средний бизнес. С приличной численностью персонала. Неплохими оборотами. Разношерстными клиентами, большинству из которых нужен (как вам кажется) НДС, ростом доли участия во всевозможных тендерах. Скорее всего с кредитным портфелем. И…в большинстве случаев (не считая чистого опта) имущественным комплексом, задействованным в создании добавленной стоимости.
С чем конкретно вы столкнетесь в ближайший год-два, кроме «схлапывающегося» рынка?
Давайте соберем все в единую картину:
1. Напомню, федеральный бюджет завязан на НДС. Налог косвенный. Законными средствами неоптимизируемый. Не смотря на тотальные откаты и, как следствие, "однодневки" - неплохо собирается. 82% налоговых споров, подавляющее большинство которых по НДС, в пользу налоговой - тому свидетельство. С региональным бюджетом хуже. Он зависит от налога на прибыль и НДФЛ. Отсюда и перекос в наполняемости. И кандидаты среди регионов в банкроты.
Наблюдение первое: досрочно отчитавшись о победе над "однодневками" в 2015 году, ФНС поставила новую цель на этот год - раскрутку оптимизационных схем по налогу на прибыль. Еще летом 2014 года.
Наблюдение второе: в среднем бизнесе численность работающих довольна высока. Внимание к уплате НДФЛ со стороны комиссий по легализации налоговой базы к вам обеспечено. От этого налога зависит и каждый муниципалитет.
2. Собственно НДС. Точнее «НДС 2015». Заголовок последних месяцев.
Коварный замысел ФНС таков: данные книг покупок и продаж каждого налогоплательщика теперь в автоматическом режиме будут сверяться с аналогичными данными, поступившими с отчетами по НДС от всех поставщиков и покупателей, в режиме онлайн выявляя расхождения, что делает невозможным использование «проблемных» контрагентов.
Для обработки такого огромного количества информации была создана новая Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2). Все данные из деклараций будут стекаться в единую базу данных «Big data».
Обработкой информации из системы будет заниматься специально созданное подразделение ФНС - «Межрегиональная инспекция по камеральному контролю». Именно этот орган займется анализом и выявлением противоречий в декларациях, будет сообщать территориальным налоговым органам о выявленных проблемах для дальнейшей проверки «на месте».
Ожидаемый эффект налоговый орган получит не сразу. Поэтому не удивляйтесь, что 12 января небо не упало на землю, а обналичники шепчут: все останется как прежде. К середине 2015 года, когда будет собрана и обработана информация по всей цепочке создания добавленной стоимости (до конечного потребителя), у ФНС появятся и точечные вопросы к вам.
Наблюдение третье: таким образом районные и другие местные инспекции просто принимают указания к исполнению, не имея возможности хоть каким-то образом повлиять на ситуацию (например, исключив организацию из списка проверяемых). Но что сможет делать местная инспекция? Камеральные проверки с этого года становятся похожи на выездные: можно истребовать документы, осматривать территорию и даже допрашивать свидетелей.
3. Система АСК НДС-2 дополняет послужной список из более чем 20 поисково-информационных комплексов, стоящих на службе ФНС.
В 2014 году в промышленную эксплуатацию запущена и роботизированная АИС «Налог». Все эти комплексы в совокупности, а также специальные подразделения предпроверочного анализа подняли результативность проверок в разы при одновременном росте избирательности. Судите сами. При охвате выездными проверками около 1% налогоплательщиков, результативность - около 97%. За последние 4 года количество проверок сократилось вдвое. И на столько же выросли средние доначисления.
Наблюдение четвертое: полноценный предпроверочный анализ и налоговый контроль включается с 250 млн рублей оборота в год, что является нижней границей сегмента среднего бизнеса. Так называемых «стомиллионников» трогают в исключительных случаях. Когда не выбран план нагрузки по проверкам в пересчете на одного инспектора.
Наблюдение пятое: Назначая проверку, налоговый орган анализирует и имущественное положение компании. Поскольку «KPI» инспектора и инспекции включает не только доначисления, но и реальное взыскание.
4. Но не только имущественное положение компании волнует ФНС. Имущественное положение учредителей их тоже беспокоит!
Во-первых, потому что робот умеет вычленять официальные доходы собственников во всех компаниях. Если доходов мало, а имущества много - дополнительный повод выйти на проверку. А во-вторых, расширен до неузнаваемости список случаев, когда учредители и руководители несут ответственность либо по долгам компании, либо за вред, причиненный ими компании своими действиями (например, за сотрудничество с "однодневками").
Прежде всего, еще с 2014 года Закон "О банкротстве" по сути ввел презумпцию виновности руководителей и учредителей за банкротство. Ранее вину и, как следствие, возможность привлечь к имущественной ответственности, доказывали кредиторы. Что затруднительно. Теперь для них все упрощается.
Гражданский кодекс в редакции сентября 2014 года также напрямую предусматривает возможность имущественных взысканий с руководителей и учредителей, а также с членов Совета директоров.
Немногим ранее это одобрил своим усмотрением и Высший арбитражный суд.
Возможно вас «порадует» и Закон «О банкротстве физических лиц», вступающий в силу летом 2015 года. Распространяется он не только на граждан, не сумевших вернуть потребительский кредит на новенький смартфон, но и на вас, на владельцев и руководителей бизнеса, если таковые привлечены к имущественной ответственности. Конечно это здорово, что нельзя отбирать единственное жилье и предметы первой необходимости. Но я бы до использования этой возможности дело не доводил.
Наблюдение шестое: наличие имущества у владельцев компаний, включая «малоценные» и легко взыскиваемые доли в бизнесе - это не только повод для «злого» развода, но и для налоговой проверки и для инициирования кредиторами процедуры банкротства.
5. Дальше больше - поправки в Закон "О банкротстве", принятые накануне новогодних праздников и вступившие в силу 29 января этого года.
Из основного:
- сам банкрот лишился права выбирать арбитражного управляющего;
- залоговые кредиторы вправе в любой процедуре банкротства голосовать за выбор и отстранение арбитражного управляющего, а также оставить предмет залога за собой без проведения торгов;
- банки могут инициировать процедуру вашего банкротства без судебного решения о взыскании невозвращенного кредита (если он более 300 тысяч рублей);
- любой кредитор сам может (не требуя ничего от арбитражного управляющего) оспаривать сделки должника.
При этом на последний поезд уже не впрыгнуть. Поправки не действуют только на уже возбужденные процедуры банкротства.
А вот увеличение критерия банкротства со 100 до 300 тысяч рублей неисполненных обязательств наоборот, будут применяться только с лета 2015 года.
Наблюдение седьмое: Законодатель к новому кризису подготовился. Контролируемое банкротство теперь затеять на первый взгляд шансов нет. В том смысле, что вы сами себе не назначите подконтрольного арбитражного управляющего, который бы нивелировал любую инициативу кредиторов.
Наблюдение восьмое: Это только на первый взгляд.
Наблюдение девятое: Еще раз об имущественных рисках собственников. Согласно поправок, арбитражный управляющий вправе получать от физических и юридических лиц и органов власти сведения не только о компании - должнике, но и о руководителях должника, собственниках должника и (внимание!) их имуществе.
6. С 2014 года налоговые органы получили право взыскивать налоговую недоимку не только с самого должника,но и с его материнских и дочерних структур, а также с любых иных косвенно контролируемых или сопричастных организаций.
Удивительное рядом. Арбитражные суды так «обрадовались» этому нововведению, что в 2014 году стали появляться решения о взыскании налоговой недоимки даже с компаний, юридически совершенно не связанных с налогоплательщиком.
Объяснимся. Повсеместная практика, когда вы взамен накопившей налоговые риски компании, регистрируете новую. Не на себя. И даже не на родственников. А на «хороших людей»: доверенных сотрудников, друзей, друзей друзей и т.п. И переводите операционную деятельность на нее. Но вся проблема в вашем непоколебимом чувстве безопасности. Ведь вы перебросили на компанию всех поставщиков, всех клиентов и всех сотрудников. Что нетрудно продемонстрировать налоговым органом в суде.
Наблюдение десятое: Отныне и на будущее. Такой подход вас не спасет. Суд привлечет к налоговой ответственности новую компанию. Ее причастность, в том виде как вы обычно это реализуете, доказуема. Случаи эти пока единичные в судебной практике, но трендовые. Таким образом список компаний и лиц, с которых можно взыскать задолженность по налогам расширяется в геометрической прогрессии. И, возвращаясь к банкротствам, отмечу: примерно 10% всех дел о несостоятельности возбуждаются арбитражными судами по инициативе именно налоговых органов.
7. И еще. Если после прочтения статьи вы полагаете, что имущественную угрозу представляют банки и прочие кредиторы в связи с напряженностью в экономике, а налоговые органы в связи качественным улучшением администрирования и расширением полномочий по взысканию, то вы правы лишь отчасти.
Особняком стоит угроза захвата бизнеса через "однодневки". Инициатором может быть кто угодно: обналичник (владелец однодневных структур), юридическая компания, которая для вас занимается «быстроликвидацией», ваш обиженный сотрудник (чаще всего ответственный за безопасность или продажник), а также орагнизованная преступная группа, специализирующаяся на захватах.
Алгоритм захвата может различаться в деталях, но одинаково эффективен в своей простоте.
Использовать однодневки, как известно, можно двумя способами: как посредника в снабжении реальным товаром, делая на нем дополнительную наценку, или «прогоняя» несуществующий товар.
Вот за последний пример и цепляются захватчики.
Ведь номиналы (учредители и руководители) однодневок на то и номиналы, что совершенно непричастны к деятельности компании. Заменить их на другого номинала сложности не представляет. Себестоимость процедуры менее 10 000 рублей. И в каждом городе найдется нотариус, который это сделает для злоумышленника.
Далее, нарисованные самим налогоплательщиком поставки (работы или услуги) дополняются новым пакетом якобы состоявшихся, но неоплаченных поставок. И подается заявление в суд о взыскании задолженности. Отстоять себя в суде вам будет сложно. Ведь для суда и вами нарисованные документы и дополненная реальность злоумышленниками выглядит одинаково. И там и там нет документов на транспортировку товара.
Но и это еще не все. Экспертизы, показания номиналов и т.д. и т.п. И вы победили. Зря улыбаетесь. Скорее всего захватчики задним числом сделают уступку долга с проигравшего «поставщика» на новую номинальную структуру. И все начнется снова. Заявление в суд, экспертизы, показания…и…затраты на свою защиту. И так можно до бесконечности.
Итого: Самое время вернуться к тому, с чего начали. Средний бизнес, имеющий обороты свыше 250 млн. рублей в год, неплохую численность персонала, более или менее приличные активы - рискует их потерять как никогда раньше.
Конечно пока мы анализируем только хотелки законодателя. И конечно не только можно, но и нужно предпринимать конкретные шаги для обеспечения налоговой и имущественной безопасности.
Но все они нелинейные. Многошаговые. Требуют времени на подготовку и тонкой организации внедрения. И работают исключительно в рамках группы компаний. Юридическая структура которой обязательно должна соответствовать организационной структуре бизнеса. Его логике. Основным процессам создания добавленной стоимости в данном конкретном бизнесе.
Как минимум это даст уверенность в том, что мы сможем реализовать одновременно инструменты обеспечения владельческого контроля. Ведь избыточно раздробленный, а потом искусственно сочлененный, с срощенным в мутной воде официальным и неоправданно агрессивным управленческим учетом, бизнес со временем становится плохо управляемым.
Это также гарантирует, что в случае налоговых претензий в части оптимизации мы не будем судорожно искать под кроватью «деловую цель» преобразований. А это ключевой эшелон вашей обороны.
Скрытое владение (будь то перекресное владение, использование возможностей акционерных структур или новейший инструмент - корпоративный договор и т.д. и т.п.) дает пространство для маневра в численности группы компаний, минимизации риска налоговой проверки, привлечении к субсидиарной ответственности. Одновременно позволяя минимизировать риски конфликтных ситуаций между партнерами. Хотя лобовые «приемы», как вы уже поняли, тут не пройдут - простая переброска деятельности на новое юрлицо, зарегистрированное на «хорошего человека», не помогает.
И даже в части использования инокомпаний, если подумать, возможно обойти требование в раскрытии бенефициара. Зачем долей, скажем в ООО, владеть, если можно иметь ее просто в залоге.
Но для этого действительно надо подумать. Осмыслить. Остановившись хоть на мгновение. Задать себе очевидный вопрос: стоит ли что-то делать с бизнесом такое, что ставит под угрозу сам факт его существования, даже если после этого вам кажется, что он хорошо «прооптимизирован»? Или, еще проще, неужели вы считаете неважной тратой времени заправку автомобиля с сухим баком перед поездкой? А, впрочем, это ведь ваш бизнес.
Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®