Цены на бензин пошли вверх
Петербургским автовладельцам следует готовиться к ускорению роста цен на бензин. К сезонному фактору и повышению акцизов, продолжающему оказывать давление на розницу, добавились резкие колебания на оптовых рынках. Сложнее всего сдерживать подорожание будет независимым игрокам, однако и крупные компании не преминут воспользоваться открывшейся возможностью, считают эксперты.
27 июня 2016 года стоимость тонны бензина марки АИ-92 на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже увеличилась на 0,36%, до 42,3 тыс. рублей, что стало рекордом за всю историю торгов. Тонна АИ-95 подорожала на 0,32%, до 44,3 тыс. рублей.
Динамика роста цен на топливо опережает прошлогоднюю уже несколько месяцев. По данным биржи, с декабря по июнь оптовые цены на АИ-95 выросли на 27%, на АИ-92 – на 28%. Для сравнения: в прошлом году темпы были существенно ниже (20 – 21% с декабря по июнь). Такую ситуацию участники рынка связывали с увеличением акцизов, которое произошло с 1 января и 1 апреля.
Однако только за неделю с 20 по 27 июня бензин вырос в цене на 2%. Такое повышение можно назвать аномальным. «Исходя из динамики производства и запасов бензина, рост биржевых цен должен был остановиться, тем не менее мы до сих пор наблюдаем их плавное повышение», – считают в агентстве «Аналитика товарных рынков». Ведь, по данным ЦДУ ТЭК, среднесуточное производство с 1 по 22 июня составило 108,7 тыс. тонн в сутки, что на 8,5% больше, чем в прошлом году, а товарные остатки на 20 июня составили 1,7 млн тонн, что на 69 тыс. тонн больше, чем неделей ранее.
По мнению экспертов, как и в прошлом году, на биржевые индексы могла повлиять ситуация в мелкооптовом звене. Однако если ранее причиной был дефицит предложения, то в этом году – его стоимость, которая «значительно превысила максимальные уровни прошлого года».
«Мелкий опт задает биржевым ценам более высокую планку», – комментируют в «Аналитике товарных рынков». По мнению участников рынка, ситуацию могли спровоцировать крупные нефтяные компании, которые стремятся поставлять большие объемы сырья на экспорт. «Они не загружают свое производство и закупают топливо у других игроков, что создает дефицит», – отмечает топ-менеджер одной из петербургских топливных компаний.
Ситуация в оптовом звене уже начала сказываться на рознице. Ряд петербургских сетей АЗС, опрошенных «Фонтанкой», скорректировали цены. Так, в «Киришиавтосервис» на ул. Руставели сообщили, что еще вчера увеличили стоимость топлива в среднем на 30 копеек. Сейчас литр АИ-95 стоит 37,3 рубля, АИ-92 — 34 рубля. На Neste у станции метро «Электросила» изменили ценник сегодня: АИ-95 подорожал на 10 копеек, до 38,59, АИ-92 — также на 10 копеек, до 35,19 рубля.
В ПТК на Нахимова сообщили, что уведомлений о повышении цен пока не получали. Сейчас заправка АИ-95 обойдется в 37,9 рубля за литр, АИ-92 – 34,75 рубля за литр. На АЗС «ЛУКойл» на пр. Добролюбова, где литр АИ-95 стоит 38,59 рубля, а АИ-92 — 35,79 рубля, также пока не располагают информацией о корректировках.
Для сравнения: по данным Петростата, с 30 мая по 20 июня в среднем по городу АИ-95 подорожал на 7 копеек — до 38,34 рубля. АИ-92 — на 10 копеек, до 34,95 рубля. С начала года рост составил 62 и 61 копейку соответственно, или примерно 1,6 – 1,8%.
Ранее заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин назвал ситуацию с ценами на бензин в России «понятной и прогнозируемой». По его словам, в отличие от прошлого года, розничные цены менее зависимы от колебаний на оптовом рынке, в том числе сезонных, и отстают от общих темпов инфляции в два раза. А наличие товарных запасов в 1,7 тыс. тонн, то есть на уровне прошлого года, не дает опасений для резких изменений. «Это не значит, что цены не могут меняться, но они будут меняться в соответствии с прогнозируемыми параметрами», – сказал он.
Участники рынка не дают прогнозов, ссылаясь на запрет федеральной антимонопольной службы. Однако в неофициальной беседе признают, что примеру тех, что вчера и сегодня скорректировал цены, последуют и другие АЗС.
Сложнее всего сдерживать рост будет независимым игрокам. Как сообщают в «Аналитике товарных рынков», при текущем соотношении оптовых, мелкооптовых и розничных цен им придется торговать бензином в убыток еще два-три месяца.
Что касается продавцов, интегрированных с нефтяными компаниями, то они стоят перед выбором: сохранять цены, чтобы увеличить долю рынка, или также повышать их, чтобы нарастить прибыльность. По мнению топ-менеджера одной из петербургских сетей АЗС, более вероятен комбинированный подход — например, повышать, но постепенно. «Совсем без удорожания вряд ли кто-то обойдется, поскольку на рынок продолжает оказывать давление повышение акцизов», — говорит собеседник издания.
Кроме того, по мнению участников рынка, на цену может повлиять решение правительства РФ назначить НК «Роснефть» и 42 ее дочерние компании единственным поставщиком топлива для служебного транспорта МВД России. Эксперты опасаются, что у компании может не хватить ресурсов и ей придется докупать топливо у других продавцов, что в конечном счете может привести к дальнейшему подорожанию.
Автор: Галина Бояркова