Характер – дар богов или следствие кропотливой работы над собой?
Характер – стабилизированная система мотивов, ожидаемых способов проявления и демонстрируемый тип личности, определяющий отношение. К учёбе и труду, семье и коллективу, себе и окружающим. Статику феномена задаёт тип нервной восприимчивости, динамику обтёсывают реалии среды.
Большинство людей думают о получении знаний и опыта, но не работают с подачей. Демонстрируют гипертрофированный защитный механизм перекошенного самодовольства. Сплошь и рядом прекрасные специалисты никому не нужны из-за скверного, склочного, неуравновешенного и противного нрава.
Характер часто путают с воспитанием, мировоззрением, темпераментом, отношением, интересностью, интеллектуальной наполненностью, душевной теплотой и даже истерикой. То, что называют «сложной породой», было бы правильнее именовать психологической нечуткостью и тотальной безграмотностью.
Характер, безусловно, формируется под воздействием темперамента, но второе служит базой для развития первого. Определяет такие черты, как инертность, реакции, подвижность, уравновешенность, адаптивность. Люди визуально схожей натуры нередко имеют разную внутреннюю природу и наоборот.
Психологи и педагоги используют выражение: «человеком рождаются, личностью становятся». Упорные подвергаются двойному очеловечиванию. Первое – перестать быть животным. Это антропогенез и врождённые предпосылки, передающиеся путём биологического наследования.
Второе – индивидуальное совершенствование. Непосредственно после появления на свет естественные потребности малыша регулируются и приучаются к общественно целесообразному времени и порядку. Изолированные персонажи не развиваются как человеческие сущности – Маугли, красивая, но всё же сказка.
Человек не выбирает территорию рождения, расу, вероисповедание, культурное наследие. Но варьирует способ социализации, решая, становится ли полноправным, контактным, приятным и полезным членом цивилизованного общества. Многое зависит от родителей, окружения и стремления к самодисциплине.
Дальновидные помнят: «Посеешь мысль – пожнёшь действие, посеешь действие – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Приобретать черты ребёнок начинает неосознанно, подбирая средства влияния на родителей, реагируя на сигналы подкрепления.
Крик или подбадривание, вызовы или опека, просьбы помочь или игнорирование закладывают задатки малыша. Дальше – интереснее. Как только появляются проблески сознательности, подросток начинает сбрасывать ответственность за физические данные и поведение отговорками «такой уродился».
Подобные «аргументы» подслушаны в семье, у окружения, в школе и на улице. Но спорт и командные виды деятельности, а также пресечение выученной беспомощности ставят человека в колею саморазвития. Делают достойным звеном надёжной цепи, превращают в полезную и полноценную личность.
Индивид меняется не только в процессе взросления, но и в зрелом возрасте. Мы склонны непрерывно менять взгляды под воздействием опыта. Считается, что характер крепнет к 20 годам под влиянием природных данных и окружения. Согласно другому мнению, каким человек пришёл к 25, таким останется до могилы.
Власть, деньги, профессия, образ жизни меняют людей. Кто-то становится щедрее, а кто-то грубее, кто-то внимательнее, а кто-то пренебрежительнее. Состоятельные чаще позволяют себе нарушать законы и правила социума, чем менее обеспеченные. Многие из них непорядочны в дружбе и семейной жизни.
Кто-то мог обжечься, оступиться, обанкротился и не желает повтора, поэтому включает механизмы замещения, перестраховки, дистанцирования. Бывает упрекаем такого в негативе, а в ответ слышим: «Учителя хорошие» или «Судьба перековала» или «Жить захочешь, ещё и не так раскорячишься».
Характер ровняет ситуационный крен. Вы можете быть облиты проезжающей машиной грязной водой, иметь худший вид среди роскошной публики, говорить с невыносимым акцентом. Но, обладая «стержнем», сможете заставить себя уважать, покажете профессионализм, подчеркнёте собственную полезность.
Естество выражается через интеллект, мысли, идеи, мотивы, намерения, суждения, поведение, воображение, восприятие, эмоции, любовь и ненависть. Кое-что приобретается, кое-что воспитывается, кое-что формируется. Сложнее происходит последнее – нелегко жить дисциплинированно и менее эгоистично.
Томас Джефферсон однажды изрёк: «Устойчивый характер соотечественников – скала, к которой можем спокойно пришвартоваться. Это нрав и дух народа, сохраняющие республику в бодрости». Без подобного постоянства недостижимы доверие и справедливость, следовательно, невозможна и стабильность.
Это случай, когда для того, чтобы изменить мир в лучшую сторону нужно начать с себя. Поднять скорость усвоения информации, повысить чёткость передачи мыслей, искоренить тягостную сутулость. Поставить красивый голос, подкорректировать жуткий прикус, переодеться в уместные одежды.
Роль мышления в формировании характера велика. Если себе всё прощать, оправдывать поступки, винить окружающих и обстоятельства – нутро становится жалобным, плаксивым, ничтожным. Иное дело, считать себя творцом судьбы, брать ответственность, верить, что «время и труд всё перетрут».
У подобных людей формируется стальной каркас воли на фундаменте незыблемой выдержки. Именно таким посвящают неоднозначную шутку-поздравление, с улыбкой произносимую в день рождения: «Не стареет душой, у кого стержень большой!».
Автор: Олег Брагинский