Хищения с карт выросли в два раза. Сколько банки возвращают клиентам?
ЦБ отметил, что объем несанкционированных операций по платежным картам существенно вырос. Банки возвращают клиентам похищенные деньги, но мошенники уводят с карт гораздо больше
Центробанк сообщил о росте числа несанкционированных операций по платежным картам. Их объем в прошлом году превысил 1,38 млрд рублей, что на 44% больше, чем в 2017-м. В ЦБ это связали как с общим увеличением объема платежей по картам, так и с ростом «выявляемости» таких преступлений.
Каким образом чаще всего действуют мошенники и часто ли банки возмещают клиентам похищенные деньги? Немного важных цифр. Более 80% краж сейчас проходит без завладения вашим «пластиком». Мошенники гораздо активнее: на 50% больше, чем раньше, они используют платежи, которые вы совершаете в интернете и с мобильных устройств. Причем даже на официальных сайтах компаний, как произошло с москвичкой Анной Моргуновой:
«Я покупала билеты в Швейцарию через Ригу, это была компания AirBaltic. Поскольку у меня не хватало на одной карте на оба билета, туда и обратно, я брала с разных карт, то есть я оплачивала билет туда одной картой, а билет обратно другой картой. Я уже съездила, спустя неделю у меня вдруг стали снимать деньги с обеих карт, которые совершенно от разных банков. Стали списывать 10 евро, 15 евро, как будто я в Италии. Мне пришлось заблокировать обе карты, но я поняла, что это явно был сайт AirBaltic, хотя это официальный сайт. Только там я использовала обе эти карты. Списали в общей сложности, может быть, по 30 евро примерно. Потом их вернули. Я писала заявление. Но из-за того, что курс скачет, в курсовой разнице я потеряла около семи евро».
Способ мошенничества давно известен: преступники взламывают торговую площадку, которая хранила ваши платежные данные в своей базе. Многие банки сейчас используют технологию 3D-Secure, это дополнительная аутентификация, например с помощью SMS. Но некоторые торговые площадки просто экономят, рассказывает руководитель исследовательского центра Digital Security Роман Бажин:
Роман Бажин, руководитель исследовательского центра Digital Security
«Важно, что все эти платежные карты должен проверять банк-эквайер, и это дополнительные издержки, что увеличивает стоимость товара, который оплачивается. Некоторые площадки не включают эту проверку. Отсутствие проверки позволяет злоумышленникам без проблем проводить дополнительные снятия. Сейчас, к примеру, Visa или MasterCard, кто-то из них выпустил карты с возможностью смены CVV — это трехзначный номер на обратной стороне карты. При каких-то подозрительных снятиях у меня есть возможность поменять CVV-код, и транзакция просто не пройдет, деньги будут мне возвращены. Все эти издержки берет на себя банк-эквайер».
Сложнее с возвратом денег, когда мошенники действуют методами «социальной инженерии», то есть вынуждают владельца совершить перевод или сказать данные карты. Москвичке Людмиле Аркадьевне пока средства так и не вернули:
«Сорок дней было, как похоронили мужа. Я приехала с кладбища и зашла в магазин, и тут же звонок. Красивый женский голос говорит: «Здравствуйте, это пенсионный фонд». А я расстроенная. Она говорит: «Это пенсионный фонд. Мы вам должны дать сорок тысяч. Нам нужны ваши данные». И начала спрашивать карточку. Главное, обратилась ко мне «Людмила Аркадьевна». По-моему, она назвала номер карты. Мол, сейчас вам придет SMS. Я, не отключаясь, посмотрела код, сказала, ну и все там поехало. Пришла домой и заглянула в телефон, а у меня там где-то 15 SMS. Деньги я держала на счете. Им пришлось зайти на счет в мобильном банке. Снять успели только двадцать тысяч. Следующие они не успели, потому что мобильный банк заблокировали. Я тут же позвонила в мобильный банк, написала. В полиции дело — за год никаких успехов».
Давно известны истории, когда взламывают страницу «ВКонтакте» и всем знакомым рассылают просьбу одолжить денег. Мне самой довелось столкнуться с мошенниками на популярном сайте бесплатных объявлений. Стоило разместить там объявление о продаже, как буквально через минуту позвонила покупательница: «А дайте нам номер вашей карты, мы вам переведем денег безналичкой, а потом пришлем такси за товаром». На мой ответ «нет» женщина закричала: «Как так нет?» — и бросила трубку. В соцсетях пишут, что дальше мошенники могут попросить сходить к банкомату, вставить карту и ввести что-то, якобы чтобы платеж прошел быстрее.
Судить о том, насколько часто банки возмещают владельцам средства, похищенные злоумышленниками, пока сложно. Этот пункт только недавно стали включать в отчетность, и в III квартале 2018 года банки вернули клиентам 230 млн рублей. Это в шесть раз меньше, чем общий объем несанкционированных операций за год. Очевидно: возвращают далеко не всегда и не всем.