Как пережить кризис? Несколько стратегических и простых житейских советов
В наступившем году многие пророчат российской экономике кризис, а стало быть – и финансовые проблемы многим россиянам. Русского человека кризисом, конечно, не испугаешь – история закалила. Но тем не менее будет, думается, нелишним взять на вооружение некоторые приёмы, которые используют маститые кризис-менеджеры, перенеся эти приёмы на бытовой уровень.
Задача кризис-менеджеров – не просто спасти терпящий крушение бизнес, но и, поменяв изжившие себя механизмы, сделать его вновь успешным. Так, именно благодаря профессионализму этих специалистов до сих пор существуют такие гиганты, как «Пепси» или «Тойота», – компании, которые в разные годы испытывали серьёзные трудности.
Итак, один из ключевых пунктов антикризисной финансовой стратегии заключается, как это ни банально, в экономии. Однако нет нужды (и даже вредно) экономить решительно на всём. Следует отказаться от действительно лишнего. А это «лишнее» есть практически в каждом бюджете. Эксперты утверждают: сама культура потребления сегодня такова, что почти 15 процентов своего дохода (вне зависимости от размера этих доходов) люди тратят на вещи, которые им попросту не нужны. Например – просто идут на поводу у агрессивной рекламы.
Взять ту же продуктовую корзину. Чипсы, деликатесы, сладкое в оптовых количествах… Здесь уже слово берут диетологи, которые утверждают, что питаться правильно – полезно не только для здоровья, но и для кошелька. По части оздоровления овсянка на завтрак всегда выигрывает у бутерброда с копчёной колбасой. А один торт стоит как килограмм хорошего мяса, из которого можно самостоятельно приготовить ту же буженину – много дешевле покупной.
Ну и, конечно, медики советуют сократить или вовсе отказаться от алкоголя и бросить курить. К слову, кризис и желание/потребность экономить может стать отличной мотивацией.
Необходимо также вести строгий учёт бюджета. С одной стороны, планировать траты и стараться не выходить за рамки запланированного (на день, неделю, месяц). С другой – вести запись расходов: на что уходят деньги. Дело это пусть и занудное, но благодарное (бухгалтеры и аудиторы подтвердят).
При этом важно не потратить сэкономленные на чём-то деньги на что-то другое, а отложить. То есть экономия не ради экономии, а с целью создания денежных резервов. Которые нужны в качестве подушки безопасности. Хотя бы для того, чтобы на очередном вираже подорожания, если оно случится, не пришлось переходить на режим уже жесточайшей экономии.
И главное… В кризис надо больше работать. Если возможны бонусы – на основной работе. Или – найти подработку. К слову, ушлые фрилансеры уже ищут заказчиков за границей – чтобы обеспечить себя пусть даже небольшим, но валютным спасательным кругом.
Экономисты подчёркивают: в кризис идёт борьба не столько за доходы, сколько за долю рынка. Ведь рынок (в том числе и рынок труда) в кризис так или иначе сокращается. И задача кризис-менеджера, как мы уже говорили, – не просто спасти бизнес от банкротства, но и вывести его на рынок обновлённым, способным к конкуренции. Так что любой кризис он воспринимает как шанс сделать компанию лучше, чем она была до кризиса. Неслучайно в китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами: «опасность» и… «благоприятная возможность».
Кроме того, преодолевая кризис и вызванные им проблемы, человек может развить в себе навыки, которые сделают его успешнее. Можно, например, выучить иностранный язык, получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации… Или – вспомнить о давно заброшенном хобби. Что помимо прочего поможет отвлечься от мыслей о самом кризисе. Кроме того, скажем, тот же хэнд-мейд (сделанное своими руками) сегодня востребован и вполне может принести дополнительный заработок.
Вспоминается история, как один американский папа, потерявший работу, решил сэкономить на детских игрушках и стал делать своему ребёнку куклы да домики из картона. Поднаторев в картоностроительстве и услышав пару лестных отзывов от соседей, он поставил производство на поток и стал продавать свои незамысловатые творения через интернет, в чём, собственно, и преуспел.
Так что кризис может стать плодородным для «стартапов». В том числе и для тех, на которые до кризиса инвесторы не обращали внимания, довольствуясь тем, что есть.
Прогнозы
Сергей Алин, старший аналитик ИГ «Норд-Капитал»:
– При текущей расстановке сил инфляция может вновь сильно выбиться из планов и прогнозов наших ведущих ведомств. И самое неприятное то, что сильнее всего растёт инфляция продовольственная. Рост цен на продовольственные товары первой необходимости, вероятно, будут сдерживать на государственном уровне (такая тактика уже обсуждалась).
Вячеслав Рабинович, финансист:
– Жизненный уровень упадёт туда, где ему и нужно быть, чтобы соответствовать нашей очень низкой по международным стандартам покупательной способности.
Девальвация рубля разорит большинство импортёров. А далее идут их партнёры по всей цепочке: транспортные компании, логистические, ритейлеры, торговые сети и так далее. И это не полный перечень тех типов компаний, которые будут увольнять сотрудников. Лавинообразная потеря рабочих мест приведёт к лавинообразному снижению потребительского спроса, что приведёт к ещё большему витку снижения ВВП.
Сергей Алексашенко, бывший первый заместитель председателя ЦБ РФ:
– Под конец года рухнувший рубль разогнал рост цен до месячных показателей, невиданных с 1998-го… И не следует думать, что раз год закончился, то и влияние тех инфляционных факторов, которые он породил, закончится вместе с ним. Похоже, что последствия запрета на импорт продовольствия будут сказываться до начала весны, а последствия осенней волны девальвации рубля – до начала лета. Поэтому до марта инфляция продолжит своё ускорение и вполне может достичь 14–15 процентов годовых. Это если рубль укрепится на нынешних рубежах. Но гораздо более реалистичным мне представляется вариант, при котором инфляция к концу лета может устойчиво превысить 20-процентную отметку. Получается, что ничего хорошего год наступивший никому не готовит. Даже 15-процентная инфляция станет сильнейшим ударом и по зарплатам, и по сбережениям, и по уровню жизни.
Николай Кондрашов, институт «Центр развития» Высшей школы экономики:
– При дальнейшем снижении цен на нефть доллар в 2015 году может стоить больше 80 рублей и оставаться на этом уровне в последующие годы при сохранении цены на нефть.
Но цены будут зависеть не только от нефти. Причём по факту страдают от этого преимущественно самые бедные слои населения, у которых доля продовольствия в структуре потребления гораздо выше, чем у среднего класса.
Мадина Абаева, инвестиционная компания QB Finance:
– Можно условно разделить инфляцию на официальную (статистическую) и реальную, с которой сталкиваются 80 процентов населения в быту. Если говорить об официальной, то она составит по итогам года около 12–15 процентов, если о реальной, то это будет рост цен на основные продукты в полтора, а местами и в два раза. То есть наиболее сильной будет инфляция продовольственных товаров.
Подмосковные агрохолдинги уже поднимают отпускные цены на свои продукты на 100 процентов и более. Но в то же время, скорее всего, мы увидим снижение арендных ставок на недвижимость, особенно на коммерческую, так как с этого рынка уходят многие ключевые арендаторы.
Дмитрий Белоусов, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
– Инфляция реагирует на ослабление рубля с задержкой в три-четыре месяца. При этом 10-процентное ослабление рубля прибавляет 1,0–1,5 процента к инфляции.
Сергей Кочергин, компания EXNESS:
– По нашим оценкам, к концу первого квартала 2015 года инфляция в РФ может вырасти до 15 процентов. Но по итогам 2015-го мы ожидаем снижения инфляции до 10 процентов. Первые признаки ослабления инфляционного давления россияне почувствуют, вероятно, во втором квартале 2015 года, когда политика импортозамещения начнёт приносить первые плоды.
Темпы роста цен на мясо и птицу, плодоовощную продукцию в первом квартале 2015 года могут ускориться с 20 процентов до 25–30 процентов годовых. Безусловно, снятие российского продуктового эмбарго способствовало бы ослаблению инфляции примерно на 2–3 процента. Однако РФ, видимо, пойдёт на этот шаг только после снятия с неё западных санкций.
Кстати
- Одна из задач кризисного менеджера – балансировать между реалистичным взглядом на ситуацию и оптимистическими настроениями. Он не надевает на сотрудников розовые очки, но даёт увидеть в проблемах положительные стороны и сосредоточиться на них, так что работники понимают: добиться результата можно (и успех не за горами), но для этого нужны усилия.
- Справиться с кризисом может только сплочённый коллектив. Сотрудникам обычно обещают в будущем заоблачные бонусы. Этим можно мотивировать и домочадцев – на конец года запланировать совместное мероприятие или поездку, а деньги на это взять из созданного резервного фонда.
- Ещё в 2008 году эксперты выдвигали гипотезу о том, что кризис лишь указывает на то, что общество потребления как идея себя изживает. Сегодня о ней заговорили вновь. Мир лихорадит не политический и не экономический кризис, а в первую очередь философский.
Слово психолога
«Вернитесь к простым радостям»
Ольга Шорохова, психолог-консультант:
– Человек всегда боится перемен – так уж он устроен. Из-за перемен, которые вынуждают его покидать любимую тёплую норку, он испытывает стресс. И чтобы пережить кризисный период в своей жизни, этот стресс надо побороть. Но как?
Лучшее лекарство от стресса – простые радости. Позвольте себе сделать то, что никогда не позволяли. Вспомните детскую мечту и осуществите её. Обычно это не требует много денег, но при этом дорогого стоит.
Прогуляйтесь в парке, сходите в музей, на выставку, в кино или театр. Проведите время с семьёй. И читайте книги – они давно ждут вас на полке!
Старайтесь меньше смотреть по телевизору те фильмы и программы, где есть негатив. Сегодня мы и так находимся в растерянности, не знаем, что нас ждёт в будущем, и весь этот полученный с экрана негатив будем проецировать на себя. Мы впустим его в нашу жизнь. По той же причине старайтесь как можно меньше общаться с неприятными вам людьми.
И совет, который уместен почти в любой ситуации, – живите сегодняшним днём. И ещё – смейтесь! Часто и подолгу, потому что смех спасает нас от хандры. И, конечно, помните, что любой кризис надо воспринимать как шанс на перемены к лучшему. Этому, кстати, учит нас и история, в которой было много кризисных периодов. Но после каждого из них всегда происходит подъём. И в экономике, и в культуре, и в жизни каждого отдельно взятого человека.
Автор: Александра Заспа