Как построить бизнес на обмене путевок в детский сад
Предпринимательница из Омска Ольга Роскошь построила свой бизнес вопреки всему: отсутствию инвестиций, скепсису со стороны знакомых, недоверию клиентов и даже проверкам ОБЭП. Сегодня ее сервис «Солнечный круг» — единственная на рынке компания, помогающая родителям получить государственный садик около дома.
С 2010 году услугами сервиса воспользовались более 1 000 семей. Сегодня «Солнечный круг» работает уже в трех городах России, а сама предпринимательница строит планы по масштабированию на всю страну и в Казахстан.
О бизнесе в декрете и уникальном торговом предложении Ольга Роскошь рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Дело жизни
Первый раз я стала мамой в 2007 году, на втором курсе Новосибирской государственной академии водного транспорта, где я училась по специальности «экономист-менеджер». Именно декрет помог мне найти идею для собственного бизнеса — сервиса по обмену детских садов «Солнечный круг». За девять лет мой проект помог уже более 1 000 семей перевести ребенка в удобный для них детский сад, а начиналось все когда-то с решения моей собственной проблемы.
Быть полезной окружающим, без преувеличения, моя детская мечта. В пять лет мы переехали из родного Омска в небольшой поселок, примерно в 200 км от города. До ближайшего магазина с продуктами — не менее 3 км. Уже в то время мне хотелось открыть магазин рядом с домом, чтобы детям и пожилым не приходилось преодолевать такие расстояния. Идею с магазином реализовал мой папа два года назад, а детское желание быть полезной осталось со мной на всю жизнь.
Когда пришло время определяться с будущей профессией, я почему-то была уверена, что стану программистом. Правда, в ИТ разочаровалась довольно быстро — уже через год я поняла, что программирование не мое. Потом был еще эксперимент с физическим факультетом, но и это не подходило мне по духу. В итоге в 2012 году я получила диплом экономиста-менеджера, а вместе с ним полезные знания по организации и запуску собственного проекта, которые тут же применила на практике.
Инициатива, превратившаяся в бизнес
В 2010 году моей дочке выдали направление в детский сад, расположенный в трех автобусных остановках от нашего жилья, а еще через какое-то время мы переехали, и ситуация усугубилась еще больше: дорога до садика стала занимать 1-1,5 часа.
Ранние подъемы, спешка, скомканные сборы, поездки в маршрутках со сквозняками и болеющими людьми — все эти реалии серьезно осложняли нам жизнь. Ребенок постоянно болел, я не могла найти себе работу — никто не хотел брать в сотрудники молодую маму, вечно пропадающую на больничных. Порой у нас не было денег на проезд, и приходилось оставаться дома. Тогда я обратилась в комиссию по комплектованию детских садов с просьбой перевести моего ребенка в детский сад у дома, но чиновники только развели руками: мы выдаем места, а переводами не занимаемся.
Пришлось брать инициативу в свои руки — я стала изучать форумы мамочек и поняла, что подобная проблема есть не только у меня. Через 10 месяцев напряженных поисков я, наконец, придумала схему и перевела ребенка в садик у дома. Это решило кучу моих проблем: появилось свободное время, ребенок перестал болеть, я начала забывать ценники лекарств.
Мой успешный опыт заинтересовал нескольких знакомых с подобной проблемой — им я помогла обменять сад бесплатно.
Тогда-то я и поняла: в городе много семей с такими сложностями — кто-то переехал, кому-то удобнее водить ребенка в садик около работы, кто-то хочет перевестись поближе к бабушкам-дедушкам или ходить в одну группу с детьми друзей. Из этого и родилась идея собственного бизнеса. Мало кто верил в мою затею. Но после защиты диплома я сразу оформила ИП и продолжила развивать «Солнечный круг».
Монетизация услуги
Первоначальных инвестиций бизнес не требовал: у меня был ноутбук, который купили родители для учебы, стол и стул. Днем я училась в институте либо работала, чтобы прокормить себя и ребенка, а по ночам развивала собственный проект. Во время запуска я параллельно работала по найму — в консалтинговой компании была менеджером по подбору персонала: помогала составлять резюме, приглашала на собеседования. Затем работала делопроизводителем.
Но в итоге любовь к собственному делу и упорство помогли мне преуспеть и полностью сосредоточиться на компании. Поскольку бизнес имеет социальную направленность, поначалу я пыталась получить поддержку государства, но понимания со стороны чиновников не нашла. Более того, попадались даже родители, которым идея обмена садов от частной компании показалась подозрительной. Они обратились в местную газету, чтобы журналисты разобрались, законна ли наша деятельность. Из-за этого несколько раз к нам приходили сотрудники полиции. ОБЭП и прокуратура подробно изучали компанию, но никаких признаков мошенничества, конечно, не увидели.
Мою деятельность часто сравнивают с риелторским бизнесом. Одни покупают или продают недвижимость самостоятельно — тратят время на поиск вариантов, просмотр, подготовку документов и пр., а другие все эти хлопоты перекладывает на специалистов. Так же и у нас: вы можете сами заняться обменом садика, лично у меня в первый раз это заняло 10 месяцев. Сегодня искать варианты нам помогает специализированная программа. Стоимость услуг моего агентства в среднем составляет 15 000 — 20 000 руб. Эти деньги родители смогут окупить уже через несколько месяцев.
По нашим подсчетам, экономия от перевода ребенка в садик в шаговой доступности сохраняет семейному бюджету не менее 60 000 руб. в год — это деньги на ежедневный проезд, перекусы по дороге и лекарства. Экономию нервов и комфорт оценить в денежном эквиваленте сложнее.
Очень часто родители торопятся получить направление в сад, чтобы увеличить материальное положение семьи и выйти на работу. В данном случае экономия составит от 180 000 руб.
Продвижение и уровень спроса на рынке
Самым эффективным рекламным каналом для нас было и остается сарафанное радио: довольные родители рассказывают о нас своим друзьям и знакомым, и те, в свою очередь, становятся нашими клиентами. На старте у меня не было бюджета на дорогую рекламу, поэтому я использовала все доступные бесплатные возможности — форумы, доски объявлений, друзей, знакомых.
Все заработанные деньги я поначалу вкладывались в дело. По моим подсчетам, разработка специальной системы поиска вариантов обмена, закупка оборудования, аренда офиса обошлись мне в 300 000 руб. Все это оборотные средства бизнеса. Система позволила нам в разы сократить время на поиск вариантов обмена, а собственный офис добавил солидности.
Мы приглашаем клиентов к себе, показываем наши документы, подписываем с ними договор, показываем статистику — нам удается успешно закрыть 85-90 % всех заявок.
В 2014 году я узнала о существовании в Омске Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, и это дало огромный толчок нашему проекту. Я получила несколько полезных консультаций, а также прошла школу «Дело», где компетентное жюри присудило моему проекту первое место.
Победа в конкурсе не только придала мне уверенности в себе, но и помогла засветиться в прессе — про нашу историю написали региональные СМИ.
Сегодня конкурентов на локальном рынке у нас нет. Периодически появляются компании, которые пытаются копировать наш сервис, но больше чем на полгода их не хватает. Только недавно я с удивлением обнаружила, что многие компании закрывались в кризис 2014-2015 годов, для нас это были очень активные годы расцвета, когда у нас стояла очередь из клиентов, размер базы доходил до 3 000 заявок.
Сегодня размер рынка по-прежнему огромен, от 500 до 2 000 семей в каждом городе ищут обмен детского сада. И эта проблема есть не только у нас. Уже сегодня в нашей базе более 3 000 активных заявок на обмен садика в Новосибирске и более 1 500 в Красноярске. Пока в этих городах мы работаем удаленно, но в будущем рассчитываем открыть полноценные филиалы, а затем масштабироваться в другие города России и Казахстана.
Вопрос открытия новых филиалов упирается еще и в команду: мы активно ищем региональных представителей и менеджеров для обработки звонков и заявок от родителей. Даже без рекламы мы ежедневно получаем заявки на наш сайт. Персонал мы ищем в социальных сетях, на специализированных сайтах. Сейчас в штате «Солнечного круга» три сотрудника: бухгалтер, программист и клиентский менеджер.
Советы начинающим предпринимателям
Всем новичкам я советую верить в свой бизнес. У моей идеи на старте было много критиков. Благодаря таким «советчикам» вы можете потратить очень много времени, сил и нервов на сомнения и раздумья. Лично я считаю, что каждый должен хотя бы попробовать сделать свой проект: если получится — это будет успех, если не получится — будет опыт.
Моя компания — пример бизнеса, выросшего не из спроса, а из предложения. До «Солнечного круга» никому не приходило в голову профессионально заниматься обменом детских садов. Если родителям не дают направление в садик у дома, у них есть три пути: ждать, когда подойдет их очередь (а это минус 15 000 — 30 000 руб. из семейного бюджета ежемесячно), ходить в тот сад, что дают (до 60 000 дополнительных расходов в год), либо посещать частный детский сад (хорошие варианты стоят от 15 000 руб. в месяц, фактически целая зарплата по меркам региона). И вот тут я вышла на рынок с предложением профессионально и быстро обменять садик, и не прогадала.
Мы сами придумываем себе сложности, потому что боимся выйти из зоны комфорта, отказаться от стабильного, хоть иногда и маленького заработка в пользу перспектив. Предприниматель должен уметь видеть на несколько шагов вперед, быть гибким, иметь 33 запасных плана.
У каждого свой путь к успеху: у кого-то он быстрый, у кого-то долгий. Это нормально. То, что не получается у одного, с легкостью удается другому. Действуйте, ищите возможности и делайте дело своей мечты.
Автор: Елена Тимохина