Как семейная мастерская зарабатывает более 1 млн рублей в год на изделиях из дерева
Начав с общего хобби по деревообработке, супруги Руслан и Елизавета Курашовы без бизнес-плана построили небольшую компанию по производству фотофонов, брендированных ящиков и различных интерьерных деталей. Каждый месяц в среднем к ним обращается не менее 15 клиентов, а выручка достигает 100 000 руб.
О первом заказе, бизнесе с нуля и стартовых инвестициях Руслан Курашов, основатель мастерской по дереву WoodenWooden, рассказывает Контур.Журналу.
Как возникла идея
Мастерская по дереву WoodenWooden — это небольшой семейный бизнес, родившийся после нашей свадьбы в 2015 году. До этого момента ни у меня, ни у моей супруги Елизаветы не было опыта в бизнесе. После окончания средней школы в моем родном городе Дегтярск Свердловской области я переехал в Екатеринбург, чтобы учиться в Уральском федеральном университете по специальности «Маркетинг промышленной продукции». Маркетинг манил меня возможностью творческой реализации и работы в рекламе.
Университет подарил мне не только полезные знания, но и познакомил меня с будущей женой. Лиза поначалу планировала связать свою жизнь с биологией или экологией, но в итоге ей посоветовали поступать УрФУ на факультет «Государственные и муниципальные финансы».
Сразу после сдачи госэкзаменов я устроился в табачную компанию Japan Tobacco International, где проработал почти шесть лет — сначала на должности специалиста по развитию территории, а затем в отделе маркетинга на позиции супервайзера по работе с конечным потребителем. Лиза работала в банке.
Наша мастерская всегда существовала параллельно с основным местом работы, почти три года мы даже юридически не регистрировали свой бизнес: днем ходили в офис, а по вечерам и выходным занимались любимым делом. С крупными заказами работали через ИП моих родителей, которые также занимаются деревообработкой.
Началось все в 2015 году, когда мы решили сдавать в аренду декор, который сделали своими руками к собственной свадьбе. Параллельно в качестве все того же декора мы предлагали клиентам различные спилы дерева и пеньки. Через какое-то время мы поняли, что именно эти спилы, а не наш декор пользуются большей популярностью, и решили сосредоточиться на этом направлении. В конце 2015 года цветочная мастерская заказала у нас деревянную ширму для реализации одного проекта, именно этот заказ мы и считаем началом нашего семейного бизнеса.
Органический рост и инвестиции в оборудование
Мастерская WoodenWooden изготавливает различные изделия из дерева: фотофоны, спилы, брендированные ящики, интерьерные детали и подарки. Ежемесячная выручка достигает 100 000 руб., средний чек на частного клиента — 1 000 — 2 000 руб., для корпоративного — 3 000 — 4 000 руб. Самые популярные позиции в ассортименте — деревянные фотофоны (стоимость в зависимости от размера от 1 800 до 4 000 руб.) и спилы (от 70 руб. за маленький спил без шлифовки до 6 000 за гигантский спил с заливкой смолой и полной обработкой). Высокий сезон у нас осень и начало зимы, но на протяжении года в среднем приходит по 15-20 клиентов в месяц.
Наша мастерская начиналась как хобби, поэтому никакого бизнес-плана мы не составляли, просто взяли инструменты из гаража родителей Лизы и решили заниматься деревом. Более того, никаких навыков деревообработки у нас не было: я маркетолог, Лиза — экономист, ничего общего, кроме желания что-то делать своими руками, у нас с древесиной до этого момента не было.
Недостаток опыта и знаний мы компенсировали активной учебой: читали книги, смотрели ролики в интернете, изучали профильные форумы. Поначалу старались сделать максимум с теми инструментами и знаниями, что были у нас. Если в какой-то момент понимали, что не можем обойтись без нового оборудования, то копили на него.
Деньги на аренду помещения не тратили: работали в гараже отца Лизы, потом в котельной на даче моих родителей. Денег на продвижение тоже не потребовалось: мы осваивали социальные сети, продвигали группу во «ВКонтакте» и Instagram. До сих пор основная масса заказов приходит оттуда. Еще в списке эффективных рекламных инструментов у нас участие в городских маркетах. Первым из них был Sandarina Market в 2016 году. Мастерская WoodenWooden тогда только запустилась, и маркет дал неплохой толчок нашему бизнесу — мы получили много клиентов и подписчиков.
Постепенно бизнес рос, мы переехали из котельной на даче в помещение бывшего магазина одежды, также принадлежащее моим родителям. В новых стенах пришло время для установки нового оборудования.
Наша первая серьезная покупка — фрезерный станок за 105 000 руб. Его мы купили на собственные накопления: в 2016 году банк, где работала Лиза, закрыли, ее выходное пособие и стало нашими инвестициями в оборудование. Позднее были покупки инструментов в пределах 8 000 — 50 000 руб.
Всего за три года существования в оснащение мастерской мы вложили около 400 000 руб.
В прошлом году наш парк пополнился еще одним дорогостоящим приобретением — лазерным станком за 300 000 руб. Все эти вложения стали возможны благодаря оборотным средствам бизнеса и официальной зарплате.
Читайте также: Любимые занятия, как источники идей для успешного бизнеса
Организация производства
Первые два года наша мастерская находилась в моем родном городе Дегтярске. А поскольку сами мы жили и работали в Екатеринбурге, логистика для нас была не слишком удобной, много времени уходило на дорогу. В 2017 году мы приняли решение полностью перевести бизнес в столицу области. Подобрали подходящее для нас помещение — огромный подвал на 120 кв. м, только треть из которого реально использовали. С сентября 2018 года мы арендовали студию — двухкомнатное помещение, где организовали офис, склад готовых заказов и помещение для покраски наших фотофонов и проведения фотосессий.
В прошлом году я получил новую должность на основной работе, и на мастерскую стало оставаться совсем немного времени. Мы решили отказаться от мастерской в Екатеринбурге и перевезти все оборудование в Дегтярск. Сейчас мы строим отдельный производственный цех на 70 кв. м на производственной площадке моих родителей. Они занимаются пиломатериалам, и наши сферы деятельности немного похожи. В цеху планируем оборудовать полноценные рабочие места, сделать покрасочную и склад для хранения материалов.
Конкуренция и преимущества
В начале этого года я решил полностью сосредоточиться на работе мастерской и ушел с работы по найму. Сейчас главная цель для нас –перейти из статуса «хобби» в статус «бизнес», построить систему, составить стратегию развития. Пока что проект существует только нашими с супругой силами: я занимаюсь проектированием, распиловкой и сборкой изделий, на Лизе — декорирование, покраска, фотографии, ведение соцсетей. Однозначно в планах увеличение мощностей: закупка новых станков, дистрибуция нашего товара, увеличение команды, запуск собственного цеха.
Рынок подобное масштабирование позволяет. Мы запустили проект уже после начала кризиса, поэтому экономические сложности не сильно на нас сказались. Наоборот, сейчас многие люди параллельно с работой в офисе занимаются еще и самозанятостью: кто-то печет дома торты, кто-то собирает украшения. Многие из таких мастеров — наши заказчики, чем больше людей запускают своё дело, тем более востребованы фотофоны, деревянные витрины и другой реквизит для работы.
Наш рынок довольно конкурентный. Причем конкурируем мы не только в рамках Екатеринбурга, но и в масштабах всей России. Только половина всех наших заказов — это локальные клиенты. Среди конкурирующих фирм есть те, кто стали для нас добрыми коллегами. Мы поддерживаем отношения, обмениваемся опытом, даем друг другу советы, делимся полезной информацией.
Поначалу мы выгодно отличались ценой. Сейчас наше главное преимущество — открытость.
В соцсетях мы честно рассказываем о своем проекте, показываем, как идет развитие, не скрываем цены. Если к нам поступает заказ, который мы не можем выполнить по каким-то объективным причинам, то честно об этом говорим заказчикам и перенаправляем клиентов к конкурирующим фирмам. В ответ происходит то же самое: коллеги-конкуренты направляют заказчиков к нам.
Начинающим предпринимателям я советую не бояться. За любым бизнесом всегда стоят люди, такие же, как и мы. Учитесь, узнавайте новое, пробуйте. Знакомьтесь и поддерживайте контакты с клиентами, партнерами, коллегами, конкурентами. Нам с Лизой понадобилось три года, чтобы осознать, что для роста нужна команда.
Только сейчас мы приходим к тому, что не надо все тащить на себе. Привлекайте в свой проект сильных людей, не бойтесь делегировать часть задач. Конечно, в начале пути нет ресурсов на организацию команды, но со временем они появятся. Предприниматель — это не тот, кто стоит у станка и занимается хобби, предприниматель — это человек, который строит бизнес. И мы постепенно к этому идем.
Автор: Елена Тимохина