На чем больше всего экономят россияне в условиях кризиса
Цены растут, доходы падают, и когда будет свет в конце туннеля не совсем ясно – в такой ситуации россияне живут уже как минимум десятый месяц, если не учитывать панические всплески покупок в конце 2014 года, когда телевизоры сметали с полок будто перед концом света.
Мы решили выяснить у экспертов рынка, на каких категориях больше всего сказалось падение потребительского спроса и какой вариант все-таки выбирают потребители: покупать меньше или выбирать более дешевые товары.
По данным фонда «Общественное мнение» больше всего россияне экономят на развлечениях и отдыхе (32%), одежде и обуви (28%), на продуктах питания (25%) и косметике (12%).
Естественно, в разных категориях имеет место быть и первый вариант и второй. Например, спрос на продовольственные товары довольно жесткий во времени (люди не могут вообще прекратить есть), поэтому экономия на продуктах питания происходит в первую очередь за счет оптимизации потребительской корзины и переключение на более дешевые аналоги.
Продукты питания
«Самая распространенная потребительская реакция – сокращение расходов и покупок в натуральном выражении, отмечает Татьяна Черкашина, Новосибирский государственный университет, заведующая кафедрой общей социологии ЭФ НГУ. - Это касается одежды, многих продуктов питания. Из последних наибольшие сокращения произошли в потреблении рыбы и морепродуктов, несколько меньше стали экономить на молочной продукции, овощах, фруктах, сигаретах, напитках, в том числе алкоголе. Другая стратегия потребительской экономии – перераспределение потребления в товарной группе на более дешевые аналоги. Так, к примеру, в мясных продуктах потребление «сместилось» от говядины к курице, свинине, а среди сыров стали больше покупать более дешевый (по сравнению с импортным) отечественный весовой сыр. Кстати, эта же стратегия касается и кормов для домашних питомцев: им стали покупать более дешевый корм, но не стали покупать меньше».
С ней соглашается эксперт Русской Школы Управления Гульфира Крок:
«Уже есть результаты исследований, и это подтверждается практикой, люди начали экономить на продуктах. Кто-то потерял работу, у кого-то сократили зарплату, при этом цены выросли. Думаю, что многие перешли в своем выборе на более низкий ценовой сегмент: раньше покупали сок Рич или Тропикана, теперь - Добрый или Фруктовый сад. Также люди вынуждены реже покупать деликатесы и "что-то вкусненькое себя побаловать" - только по поводу праздника или какого-то события. Возможно, кто-то вернулся к замороженному мясу от свежего, отказался от дорогого весового чая и кофе в пользу фасованного в гипермаркете. Покупатели среднего ценового сегмента перекочевали в низкий, а самые необеспеченные просто сократили потребительскую корзину: одинокая пенсионерка при росте тарифов ЖКХ и цен уже не может покупать мясо и фрукты, и до кризиса это было для нее сложно».
Несмотря на то, что в тяжелых стрессовых ситуациях люди обычно стараются порадовать себя чем-то небольшим, в этот кризис реакция покупателей, скорее, обратная – падают продажи «маленьких радостей», например, сладостей и деликатесов. Относительно стабильной осталась ситуация в секторе детского питания.
Главной статьей экономии в кризис становятся товары длительного пользования – одежда, бытовая техника, автомобили.
Антон Сороко, аналитик ИХ «ФИНАМ», отмечает, что «в 2008-2009 годах рубль ослаблялся не так резко и не так сильно, как сейчас. То есть, на этот раз, из-за «девальвационного» роста цен на товары первой необходимости спрос на товары не первой необходимости сократится еще больше».
«Ажиотажный спрос на такие товары длительного пользования, как автомобили и электроника в 4 кв. 2014 года, когда показатель составлял +6,8%, сменил потребительский спад, - делится наблюдениями Татьяна Радченко, начальник Управления по конкурентной политике аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. - Падение торговли непродовольственными товарами по итогам первого полугодия 2015 года составило 8,7%. Помимо общей экономии практически на всей электронике (компьютеры, телевизоры, холодильники, стиральные машинки, мобильные устройства и др.) в летние месяцы традиционно характеризуются низкой потребительской активностью».
Бытовая техника и электроника
«Из товарных сегментов самой драматичной можно считать ситуацию на рынке бытовой техники: текущий потребительский спрос оказался «в провале» между реализованным прошлым и отложенным будущим спросом, - считает Татьяна Черкашина, Новосибирский государственный университет, заведующая кафедрой общей социологии ЭФ НГУ. - В конце 2014 г. мы наблюдали рост покупок бытовой техники, что было способом спасти обесценивающиеся рубли; сейчас же происходит откладывание покупок на будущее».
«Эксперты прогнозируют выход российского рынка бытовой техники и электроники на докризисный уровень только к 2019 году, - добавляет Елена Шульц, коммерческий директор «Логистического Агентства 20А». - Это связано с одновременным снижением покупательной способности и ростом цен на зарубежную технику из-за нестабильности курса рубля. Кроме того, в период «курсового ажиотажа», который наблюдался на рубеже 2014-2015 года, большинство платежеспособного населения успело «закупиться» бытовой техникой на годы вперед».
Одежда и обувь
«Категорий продуктов, от которых потребитель бы совсем отказался, нет, - считает Максим Вайнберг, исполнительный директор АДАМАС. - Мы не перестаем жить, нам необходимо есть, одеваться, мы ходим в кафе и кино, отмечаем праздники, ездим в отпуск - в любом случае что-то покупаем. Да, доходы людей сократились на фоне валютных колебаний, но у них все равно есть потребности, и при той широте ассортимента, который есть сейчас, они имеют хороший выбор, и пользуются им. Покупатель стал более требовательным: к выбору продукта, торгового оператора, чутко реагирует на ценовые характеристики, гарантии качества, сопутствующие сервисы. Т.е. выигрывают сегодня более конкурентные ритейлеры, и это характерно для всех категорий от food до fashion. Ювелирные украшения, например, - продукт не первой необходимости, но у нас продажи идут в рамках планов, в то время как в целом отрасль фиксирует серьезное снижение показателей».
Достаточно стабильно себя чувствует и рынок обуви. Поскольку спрос в этом сегменте и в лучшие времена практически не бывает излишне ажиотажным и больше обусловлен физическим изнашиванием и сроком службы (россияне в среднем покупаю 2-3 пары в год), падение продаж здесь носит временный характер и ритейлеры ждут восстановления спроса уже с началом осенне-зимнего сезона.
«По итогам 1-го полугодия сопоставимые продажи в нашей розничной сети выросли на 11,7% в денежном выражении, средний чек like-for-like увеличился на 35,5%, трафик LFL вырос на 8%, - рассказывает Наталья Паули, заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России». - Интересно, что по летнему ассортименту в магазинах нашей основной сети Westfalika сопоставимые продажи выросли на рекордные 30%. Такого не было за всю историю работы сети. Ключевые факторы, которые положительно влияют на рост продаж, кроме коллекций, - широкий ассортимент сопутствующих товаров (на них приходится 25% розничной выручки) и программа рассрочки платежа. Стоит отметить, покупатели стали меньше приобретать обуви, однако они не перешли в более дешевый ценовой сегмент, просто стали покупать реже. В целом по обувному рынку сокращение продаж в парах составило 20-25%, но ситуация по сегментам отличается (в эконом-сегменте снижение несущественное; в среднеценовом - 18-20%; в среднем + и верхнем ценовом - 30-40%)».
Автомобильный рынок
Наибольшее падение продаж наблюдается в сфере новых автомобилей – 36,4% в первом полугодии 2015 года в легковых и легких коммерческих автомобилей в сравнении с аналогичным периодом 2014. Потребители начинают бережнее относиться к имеющимся транспортным средствам и переключаются на подержанные автомобили.
Одним их факторов падения рынка новых авто Татьяна Радченко считает изменение процентных ставок по автокредитам, которые выросли с 16% в 2014 году до 21% в 2015.
«На фоне сокращения продаж автомобилей не сокращается (а по некоторым наименованиям товаров растет) потребление расходных материалов для автомобилей, автохимию: не радужные перспективы замены автомобиля на новый заставляют выбирать стратегию бережной эксплуатации», - отмечаетТатьяна Черкашина.
Ей вторит Александр Кузьмин, генеральный директор компании РусХОЛТС: «Продажи автотоваров в гипермаркетах в денежном выражении показывают устойчивый рост плюс 10-15% к аналогичному периоду прошлого года. Ситуация практически ровная – нет ни падения, ни взрывного роста. При этом массового замещения продаж на бренды эконом-класса по этой товарной позиции не отмечается».
Единственным растущим сегментом стал DIY, который стабильный прирост в первых двух кварталах. Садовая и строительная техника только наращивают обороты.
«Население предпочитает вкладывать средства в долгосрочные приобретения, обустраивая квартиры и загородные дома», - считает Елена Шульц.
Большинство семей и домохозяйств пересматривают свои потребности, выбирают товары, от которых могут отказаться, и главным сегментом, попадающим под «оптимизацию», все-таки стали продукты питания – здесь проще всего перейти в более низкий ценовой сегмент, тем более что изменению продуктовой корзины способствовало и эмбарго на многие позиции. С другой стороны, на эту экономию можно посмотреть и с точки зрения рационализации потребления: мы просто начинаем уделять больше внимания соотношению «цена/качество» и перестаем покупать лишнее.
Светлана Золотар