Обмануть меня не трудно?
Корреспондент «НВ» выясняла, на какие уловки и почему идут производители и продавцы продуктов, чтобы заставить покупателя приобрести свой товар.
На портале «Российская общественная инициатива» появилось предложение установить строгие требования к расфасовке товара. Авторы инициативы предлагают обязать всех производителей пищевых продуктов расфасовывать свой товар в единую по массе и объёму упаковку с «круглыми» цифрами – 100, 200, 500, 1000 и так далее граммов или миллилитров.
– Производители продуктов питания очень часто стали использовать такой маркетинговый ход, как занижение объёмов и массы продуктов при неизменной упаковке, – поясняют авторы инициативы, набравшей уже свыше 1000 голосов. – Например, молоко или кефир разливаются объёмом 900, 835 миллилитров вместо литра, 450 миллилитров вместо полулитра. Масло упаковывается по 180 граммов вместо 200. Соки – 0,9, 0,95 литра вместо полноценного литра. Крупы и сахар расфасовываются по 900 и меньше граммов вместо привычного покупателю килограмма. По сути, это обман потребителя.
Практическим результатом предлагаемой инициативы станет исключение обмана покупателя за счёт данного маркетингового ухищрения, а все производители окажутся в равных условиях.
Привычная килограммовая упаковка крупы или того же сахарного песка в наших магазинах стала массово «худеть» на сто граммов во время кризиса 2008–2009 годов. Нынешний экономический спад, усугублённый девальвацией и продовольственным эмбарго, избавившим многих отечественных производителей от европейских конкурентов, вызвал новую волну «игры в объёмы».
Формально вести речь об обмане покупателей нельзя, поскольку производители указывают правильный вес товара на упаковке. Но, как гласят данные соцопросов, две трети россиян стали экономить на продуктах. Причина понятна: по данным Росстата, рост цен на продовольственные товары за девять месяцев текущего года составил 20,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы граждан за продовольственной инфляцией явно не поспевают. Немудрено, что оборот розничной торговли продовольствием в России упал почти на восемь процентов. Что остаётся делать теряющим прибыль производителям и ритейлерам? Разумеется, идти на «маленькие хитрости».
«Игра в объёмы» – отнюдь не российское изобретение. На профессиональном сленге она называется «скрытым подорожанием». Суть его сводится к тому, что ценники в магазине для обывателя вроде бы не растут, а порой даже немного снижаются, чтобы подхлестнуть потребительский спрос, зато товар незаметно теряет в весе.
Некоторые производители объясняют уменьшение привычных объёмов фасовки желанием самого покупателя брать меньше товара, а они, мол, только идут нам навстречу. При этом вряд ли найдётся покупатель, который, придя в магазин, в котором продукты продаются на развес, попросит продавца взвесить ему 870 или даже 900 граммов гречки и налить 750 миллилитров молока. Тем не менее производитель сосисок известной марки в вакуумной упаковке, которая ещё в прошлом году весила 400 граммов, вдруг начал фасовать товар по 336 граммов, объясняя это шагом навстречу пожеланиям покупателей.
При этом внешний вид привычной потребителю упаковки никак не изменился – все «хитрости» таятся внутри в виде выемок, позволяющих увеличить пространство между «постройневшими» сосисками, прежде более «упитанными» и плотно пригнанными друг к другу. Кто спросил меня, удобно ли мне покупать пачку овсяных хлопьев весом 375 граммов вместо «докризисных» 400 за ту же цену? Производитель даже «выемок» никаких не делает, а просто насыпает меньше продукта в пачку. Потребитель покупает меньше товара за те же деньги или даже большие, а отходов производит столько же. Между тем тариф за вывоз мусора рассчитывается в кубометрах. Будь упаковка меньше по размеру и объёму, так хоть на вывозе мусора граждане экономили бы, не говоря уже об уменьшении вреда природе…
А в какую пытку превращается приготовление блюда по рецепту! «Возьмите один литр молока, 200 граммов сливочного масла, 100 граммов шоколада…» – гласит рецепт десерта. А попробуй-ка их возьми, если молоко льют, как правило, по 930 или 900 миллилитров, пачка масла давно не 200 граммов, как было во времена СССР, а 180 граммов, а самый распространённый вес плитки шоколада в последнее время – 90 граммов! Вот и приходится хозяйке либо сокращать пропорции всех ингридиентов, исходя из веса представленных в магазине товаров, либо покупать двойной объём, чему бесконечно рады производители и продавцы.
При таких правилах игры сделать экономную покупку не так-то просто. Без калькулятора порой не обойтись. Корреспондент «НВ» намедни решила это проверить. Сетевой магазин ценовой категории «чуть ниже среднего». В хлебном ряду соседствуют два батона высшего сорта. На ценниках цифры – 50 рублей 10 копеек и 45 рублей 80 копеек. Что схватит экономный покупатель? Ну, конечно, тот товар, что подешевле. Тем более что по внешнему виду батоны практически одинаковы. Более внимательный потребитель обратит внимание на вес продукта. Тот батон, что подороже, весит 400 граммов. Тот, что подешевле – 350 граммов. Вооружаемся калькулятором (вряд ли кто-то способен такие подсчёты производить в уме, что также на руку продавцам) и получаем: один грамм дорогого батона стоит 12,5 копейки, дешёвого – 13 копеек. Если бы «дешёвый» батон весил те же 400 граммов, он бы стоил 52 рубля 34 копейки. Разумеется, он бы тут же стал менее востребованным у покупателя, ориентирующегося в первую очередь на цену товара. А так его количество на полке тает куда быстрее, чем у его более «дорогого» собрата…
Впрочем, есть примеры, когда законодатели помогают гражданам снизить риск попасть в хитрые ловушки маркетологов. Так, в странах Европы, пользующихся метрической системой, приходя в магазин, вы увидите на полке две цены – за конкретную упаковку и за килограмм. Выяснить, чей килограмм дешевле, таким образом становится куда проще, чем делить и умножать «некруглые» цифры. Узаконить подобную практику предлагали и в России – соответствующее предложение несколько лет назад появилось на всё том же портале «Российская общественная инициатива». Правда, нужного количества голосов оно так и не собрало. Но может быть, пришла пора к нему вернуться, и уже не «народным инициаторам», а народным избранникам?
«Проблема недовеса существует»
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»:
– Это проблема не сегодняшнего дня. Изготовители уже давно начали менять объёмы упаковки, постоянно его варьируя. В итоге если лет десять назад молоко стандартно разливалось по одному литру, то сейчас это 900 миллилитров, у кого-то – 870 миллилитров. Вся эта информация нанесена на упаковку, так что никакого обмана здесь нет. Изготовитель обязан писать на упаковке массу нетто, и он это делает. На сокращение объёма продукта производители идут, стараясь каким-то образом снизить издержки, сэкономить, продав вам за ту же стоимость товар меньшего объёма.
Наша организация время от времени проверяет соответствие заявленной изготовителем на упаковке массы нетто фактической. Например, последняя проверка рыбных пресервов показала, что производители порядка 60 процентов отобранных нами образцов не докладывают рыбу в упаковку. Например, заявляют нетто продукта 200 граммов, а по факту оказывается 165–170 граммов. Для потребителя такие «хитрости» незаметны, но лабораторные исследования и контрольные взвешивания показывают, что проблема недовеса на российском рынке существует. Тем самым недобросовестные изготовители также снижают свои издержки, пытаясь не терять прибыль в связи с кризисом. Однако в данном случае уже можно чётко говорить о нарушении законодательства, которое подпадает под штрафные санкции. Существует технический регламент, касающийся информации на упаковке. В случае нарушения юридическое лицо могут наказать до 300 тысяч рублей. При повторном нарушении сумма штрафа возрастает до 600 тысяч. Для физических лиц штрафы намного скромнее – от 2 до 10 тысяч рублей. Практика показывает, что юридические лица при подобных нарушениях, как правило, избегают ответственности: в процессе проверки обычно находится какой-то стрелочник – технолог или конкретный работник, который и «оказывается» виноватым. Это, безусловно, на руку производителям, которых подобная практика не заставляет работать честно.
«Производителю приходится манипулировать объёмом и качеством»
Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
– С инициативой граждан, призывающих стандартизировать объём продукта в упаковке, я согласен. Мне это предложение нравится. Система упаковки должна быть стандартизована, неважно, с каким «шагом». Хорошо помню, как в советские годы на уроках физики в качестве эталона килограмма нам приводили буханку хлеба. Взвесьте её сегодня – что получите?
Ответ на вопрос «Кто виноват?» очевиден. Глобально в этом виноват капитализм. Достаточно вспомнить бессмертное изречение Карла Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист даже под страхом смертной казни ради 300 процентов прибыли». В нашей ситуации роль этого капитала играет в первую очередь торговля в лице торговых сетей. Поскольку это – очень крупный бизнес, владельцы которого – состоятельные люди, живущие пусть даже психологически в «долларовом мире», имея монополию на торговлю, они не собираются терять свои прибыли. В итоге все проблемы перекладываются на поставщиков и производителей, что сейчас стало особенно актуально в связи с проблемами импортозамещения. Производителю выставляется минимальная закупочная цена, а дальше ставится условие: крутись как хочешь. Чем может в таком случае манипулировать производитель? Объёмом и качеством. В первом случае в одну и ту же упаковку класть меньше продукта, во втором – использовать сырьё первой или второй категории вместо высшего сорта. Все эти вопросы оговариваются с сетями, но, когда уровень цены выставлен, производитель должен предложить пути решения проблемы. А пути – только те, о которых я сказал. Поскольку напрямую с сетями бороться не получается, принятие предложенной гражданами инициативы могло бы как-то урегулировать данную проблему.
между тем…
В Петербурге обнаружено «липовое» молоко
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» обнаружила в торговой сети «О’КЕЙ» фальсифицированное молоко. Ещё в апреле поддельный продукт с названием «Народное», произведённый в Рязанской области и почти полностью изготовленный на основе растительных жиров, впервые обнаружили в сетях низкого ценового сегмента.
После разоблачения факта реализации фальсификата продукт вывели из торговли, однако благодаря привлекательной розничной цене – не выше 40 рублей за 900 миллилитров – подделка быстро нашла новых реализаторов. Вчера «Общественный контроль», проведя новую закупку, обнародовал данные очередного исследования «Народных» молока и сметаны, проведённого в лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург» (Росстандарт). Так, молоко наполовину состояло из жиров немолочного происхождения, а в образце сметаны доля молочного жира не превышала 74 процентов из общего объёма.
Как указано в протоколах лабораторных испытаний, образец молока не соответствует также норме по белку и жиру, а вкус и запах образца – «невыраженные». То же самое касается и образца сметаны. При этом на упаковке в нарушение технического регламента значились надписи «молоко» и «сметана» вместо «молочного» и «сметанного» продукта.
Информацию о реализации в торговой сети фальсификата вчера же получило Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Однако, как считают в «Общественном контроле», уверенности в том, что фальсифицированная молочная продукция исчезнет с полок питерских магазинов, нет. Между тем, как уведомила потребительскую организацию представитель сети «О’КЕЙ» Елена Трифонова, по факту реализации поддельной продукции начато внутреннее расследование, о его результатах будет сообщено.
«На вид размер товара не меняется»
В 2011 году газета «Нью-Йорк таймс» посвятила большую статью тому, как американские производители маскируют продовольственную инфляцию с помощью уменьшения объёма фасовки. Подтолкнули журналистов к этому сами граждане США, озабоченные массовым «похуданием» привычных упаковок в разгар глобального кризиса 2008–2009 годов. Так, одна из американок скрупулёзно отслеживала, как меняется объём консервированной кукурузы в банке одной и той же фирмы. С привычных 16 унций (около 450 граммов), которые приобретались ею до наступления глобального кризиса 2008-2009 годов, объём товара сократился до 14,5 унции, а в 2011 году вес кукурузы в той же банке снизился до 11 унций (310 граммов).
– Для потребителей изменение цены более чувствительно, чем изменение количества товара, – объяснял изданию преподаватель маркетинга бизнес-школы Гарвардского университета Джон Гурвилл. – Компании пытаются действовать незаметно, чтобы на полке продукт выглядел совершенно привычно. Например, в пакете с чипсами создают дополнительный незаполненный объём, а в банке арахисового масла делают вогнутое дно, так что на вид размер товара не меняется.