Риски мошенничества при увеличении лимита бесконтактных платежей все-таки вырастут
С 13 апреля максимальная сумма оплаты картой Visa без введения ПИН-кода выросла до 3 тысяч рублей вместо тысячи. Как максимально обезопасить себя в новой реальности?
Карты клиент теряет, их похищают. Повышение лимита покупок по карте без ПИН-кода до 3 тысяч рублей, безусловно, расширяет возможности мошенников в плане монетизации. Понятно, что им скорее нужны деньги, а не товар, который придется продать. Пример приводит директор по мониторингу операций и диспутам Альфа-Банка Алексей Голенищев:
— Товары до тысячи рублей не слишком популярны в плане перепродажи, а товары, которые уже попадают в категорию до трех тысяч, там уже вариативность гораздо больше. Взять, допустим, сеть по торговле дорогим алкоголем: уже можно что-то приличное купить и, собственно, самому им воспользоваться либо продать.
— Какой средний чек платежей по картам Альфа-Банка?
— Мы считали. Порядка 1600-1650 рублей. Это по бесконтактным операциям.
— А банк смущает, если несколько операций идут?
— Если несколько операций будет, будет смущать. Поэтому политики системы мониторинга будут настроены на снижение рисков по этим всем операциям. В том числе и по их частоте. Давайте без комментариев, пусть для мошенников это будет фактором неожиданности.
Банкиры считают, что возможно, имеет смысл увеличить лимит лишь по отдельным банковским продуктам. В Visa этот вопрос оставляют на усмотрение банков. Пресс-секретарь Visa в России Кирилл Агеев утверждает, что решение повысить лимит бесконтактных транзакций без ввода пин-кода было мотивировано лишь тем, чтобы пользоваться картой стало проще и удобнее.
— Каким образом можно реализовать такую возможность, это уже решают сами банки. Все необходимые инструменты для этого мы им предоставили.
— То есть, они сами могут ставить, например, 1000 рублей или сколько им нужно лимит. Не увеличивать?
— Это на усмотрение банков.
— Что касается мошенничества, согласны вы с опасениями банков?
— Нет, это комментировать мы не будем.
Эксперты по безопасности говорят, что в некоторых банках в личных кабинетах можно самому выставить ограничения по снятию денег и оплате покупок — тогда клиент сам определяет сумму, с которой что называется «в случае форс-мажора» ему не жалко расстаться. Однако в большинстве банков изменение лимита клиенту недоступно.
Хорошей защитой от мошенников являются мобильные приложения, поскольку телефон надо для начала разблокировать, а в некоторых случаях требуется отпечаток пальца. Банки со своей стороны используют еще одну систему, которая защищает клиента от мошенников. Это антифрод. Объясняет руководитель исследовательского центра Digital Security Роман Бажин.
Роман Бажин, руководитель исследовательского центра Digital Security
«Система антифрод использует индивидуальный подход к каждому клиенту. Если какая-нибудь условная бабушка никогда не использовала функцию бесконтактной оплаты своей карты, ну, либо один раз она ее приложила, то теперь, при каких-то крупных снятиях, либо же повторных снятиях с небольшим интервалом, система сразу же заблокирует второй платеж и произойдет звонок уже в службу безопасности. Так, я знаю точно, у некоторых банков работает, не у всех».
С этой системой я столкнулась лично дважды. Первый, покупая подарки в парижском аэропорту имени Шарля де Голля. Мне позвонили и спросили, я ли сейчас расплачиваюсь. Второй случай был пару лет спустя, я приехала из Москвы в Австрию, зашла в магазин, но картой в этой стране ничего еще не оплачивала. Мне снова позвонили из банка и спросили, не я ли заправляюсь на бензоколонке в Италии. На мой отрицательный ответ предложили заблокировать карту.
Но если банк не столь внимательный, а карта утеряна, то клиент по закону обязан уведомить об этом банк как можно быстрее и не позднее следующего дня после совершения операции. Тогда банк обязан вернуть средства, потраченные с момента утери карты.