Как заниматься любимым стеклом и зарабатывать этим на жизнь
Последние 3 года Юля занимается изготовлением украшений из стекла, и её изделия легко узнаваемы среди других своей стильностью, изяществом и качеством исполнения.
«Вот это итальянское муранское стекло, — проводит Юля свою небольшую ознакомительную экскурсию, рассказывая о стекольном сырье, — и, если честно, это не самое лучшее стекло. Ажиотаж на рынке — это просто громкое правильно раскрученное имя. Немецкое стекло во многом лучше. Очень приятно работать с американским стеклом с содержанием серебра, которое при высоких температурах проявляет новые цвета. Но самое лучшее, как это ни удивительно, китайское, которое изготовляется по американской технологии. У них самые яркие, сочные, вкусные, насыщенные цвета, и стоит такое стекло как минимум в пять раз дороже итальянского...» К примеру, 100 граммов итальянского стекла может стоить в среднем около ста рублей, а китайское от 200 до 650 рублей за то же самое количество.
«С хорошим материалом работать — одно удовольствие! Его приятно взять в руки, а я люблю, когда мне хорошо!» — говорит Юля.
Юле невероятно повезло, по её же словам, так как у неё сложились очень хорошие отношения с человеком, занимающимся поставкой стекла в Москву. Они арендуют общее помещение на двоих, и это очень удобно. «Другие мастера приходят за стеклом к нам, а я протягиваю руку и беру с полки то, что мне в данный момент нужно… — улыбается Юля, — и ещё мы очень часто помогаем друг другу».
На последнем месте работы Юля Трубицына проработала 6 лет... В туристическом бизнесе это срок немалый. Но каким бы ты ни был высококлассным специалистом, в работе «на дядю» всегда присутствует понимание, что это не твоё дело. Ты не сможешь оставить его в наследство детям, ты можешь в любой момент оказаться за бортом, и руководство никогда не говорит тебе «спасибо», принимая твою работу как должное. Шесть лет как один и тот же «день сурка»: проснулся, собрался, на автомате приехал в офис, отработал свою зарплату, вернулся домой... Если прибавить к общей неудовлетворённости специфику работы в турфирме — летом в отпуск не уйдёшь, так как сезон, в выходные нужно трудиться, так как это самое удобное время для клиентов, — желание расстаться с насиженным местом становится вполне понятным.
Решение зрело 3 года. Менять шило на мыло не хотелось принципиально, а уходить в свободное плавание было страшновато. К тому же и родители Юли, и её муж никогда не имели собственного дела, поэтому опытом поделиться не могли. Разве что — поддержать её во всех начинаниях.
С самой школы Юля проводила всё своё свободное время во Дворце пионеров, посещая самые разные кружки. Она шила, вязала, вышивала, плела, ткала. «У меня дома до сих пор целые залежи для шитья, для вязания, для вышивания», — говорит Юля. А однажды увлеклась собиранием украшений. И была очень сильно поражена, когда совершенно посторонний человек заинтересовался её изделиями и спросил, сколько это стоит. «Одно дело, что меня поддерживают и хвалят родные и близкие, с которыми мне невероятно повезло, а другое дело, когда результаты моего творчества интересуют совершенно постороннего человека!»
Lampwork
Бусины для своих первых изделий Юля покупала через интернет, списавшись с одной очень творческой девушкой из Америки. Юля рассказывала той, какие именно бусины ей нужны, и через несколько недель получала долгожданную посылку.
В такой дистанционной работе было два существенных недостатка: «Я могу объяснить изготовителю, что именно я хочу, но видит ли он это точно так же, как вижу это я? К тому же у меня новые идеи вспыхивают постоянно, а пока я получу свой заказ, у меня уже другое в голове... а тут приходится ждать две недели…» — делится Юля.
Так пришло решение изготавливать бусины самостоятельно.
Первое время Юля проводила в слезах и в депрессии, так как информацию по правилам изготовления стеклянных бусин найти было практически невозможно.
Хорошо, что, учась на филфаке, Юля выучила 2 языка: английский и немецкий. На иностранных языках кое-какая информация в интернете попадалась. В частности, и видеоуроки.
«Ну купила я горелку, ну купила я стекло… папа мне всё это установил. Делаю — не получается. Делаю — не получается. Оказывается, на стержни надо наносить сепаратор, чтоб стекло не прилипало и не ломалось, когда пытаешься снять готовую бусину… Ну откуда я могла это знать? Я смотрю видео, там девушка берёт палочку, крутит, что-то там мелькает у неё — не видно же ничего! Я беру и делаю то же самое, у меня ничего не получается… Я плакала, потому что не могла разобраться...»
В этом хитром деле существует великое множество самых разнообразных нюансов. Например, если держишь стекло в пламени, цвета постоянно смешиваются, а если стержень чуть-чуть опустить, то у тебя и первый цветовой слой остаётся ровный и новые цвета ложатся ровной полосой. Но на видео не видно, что надо всего лишь на полсантиметра опустить руку. Пока до этого додумаешься — две недели проходит. Ещё что-то — ещё две недели. Потом вдруг оказывается, что нужны какие-то другие материалы, ты их заказываешь, две недели ждёшь, приходят — не то! Ещё две недели…
А потом у Юли стало получаться... Она делала бусины, заказывала опять же через интернет красивую фурнитуру, собирала украшения, встречалась с покупателями в кафе или на выставках-ярмарках.
Другие вещи
«Другие вещи» — это ярмарка, на которой продаются изделия ручной работы.
Юля уже не может вспомнить, как она познакомилась с проектом «Другие вещи», но случилось это практически в самом начале её «стеклянного» бизнеса. «Они очень сильно выросли за это время», — рассказывает Юля, — и даже будут проводить собственную ярмарку. Любая ярмарка хороша и одновременно плоха тем, что ты никогда не знаешь, сколько продашь. На своей самой первой ярмарке
«Я знаю, что вот лежат уже заказанные изделия, за которыми кто-то придёт, это первое. Второе: человек увидит не только то, что заказал, но и что-то другое, что может ему понравиться, ведь на картинке всё выглядит несколько иначе, чем вживую. И кроме этого, когда рядом с моим столиком стоят покупатели, окружающие это, видят и тоже подходят».
За три года работы у Юли появилось больше 150 постоянных клиентов, покупающих что-то из месяца в месяц. Кому-то нравятся определённые коллекции, кто-то каждый раз интересуется чем-то новеньким.
«Одим из самых интересных покупателей был молодой человек, купивший три совершенно разные и никак не подходящие одна к другой бусины, — вспоминает Юля, — я решила, что он выбирает подарки трём разным девушкам... ну мало ли... А он заявил, что положит бусины на стол, будет на них смотреть, чтобы они его вдохновляли. Это так приятно!»
Под заказ Юля практически не работает. Только если этот заказ свадебный. Или если клиентка присылает фотографию какой-то одежды, к которой ей нужно украшение. «Я на заказ почти не работаю. Если соглашаюсь, то только тогда, когда мне остаётся пространство для самовыражения...»
Мастер-классы
С ростом числа заказчиков стали появляться и заинтересованные в обучении люди, и Юля начала проводить мастер-классы. Человек сразу садится за горелку, берёт в руки весь материал и начинает творить. Юля только постоянно говорит и следит за техникой безопасности, ведь работа идёт с огнём... Юля не показывает, как надо работать, а только смотрит и объясняет, как получить тот или иной вид бусин, ведь они все делаются по разному принципу! Такой подход оправдан тем, что каждый участник мастер-класса должен начать самовыражаться с первых же минут, не сравнивая себя с опытным мастером; к тому же так человек максимальное время проводит за горелкой и максимально успевает набить руку.
«Как дошла до жизни до такой — это сложный вопрос, — рассказывает участница последнего мастер-класса Ирина, — я пришла к Юле по рекомендации... А до этого закончила Московский физико-технический институт, прошла стажировку в Италии, где написала половину кандидатской; затем 10 лет отработала по специальности программистом. А в 95 году оказалось, что программисты никому не нужны, учёные — тоже. Торговлей заниматься я не хотела; и поскольку ещё в Италии увлеклась фотографией, начала снимать, отработала 10 лет в фотостудии... А потом вдруг маме понадобилось бусики удлинить. Удлинила. Понравилось. Учитывая то, что работы нет и не предвидится, а бусики есть и их много, стала делать бусики. А в бусиках есть «лампворк». И тут — Юля...»
Поездка в Нидерланды
Юля ездила в Нидерланды на известный международный слёт бусинкоделов За две недели до мероприятия было уже продано 500 билетов. И на чёрном рынке билеты уходили за 50 евро просто на ура, хотя стоили по 9. Продавали свои изделия всего человек 15, одной из которых была Юля. Четверо прямо на сцене демонстрировали весь процесс изготовления бусин, и всё это транслировалось на огромный экран, расположенный в зале для гостей слёта.
На слёте присутствовало множество известных людей. В частности, там были представители иностранного журнала, в котором Юля черпала информацию о «лампворке» и через который делала какие-то первые заказы сырья для своего творчества. Она вела с ними переписку. И вот на этом международном мероприятии представители журнала сами подошли к ней и сказали: «Ты Юля? Нам очень приятно, что наш журнал читают в России! Ты делаешь прекрасные украшения! И заверни, пожалуйста, нам вот это и вот это!» По Юлиным словам, это было непередаваемое ощущение.
Во время этого мероприятия состоялась презентация книги, посвящённой европейским мастерам lampwork, в которой наравне с признанными мировыми мастерами напечатали и фотографии Юлиных работ. Кроме того, на задней обложке, прямо под бусиной всемирно известной в рядах бусиноделов Сары Хорник, сидит Юлина лягушка!
Конечно же, в Юлиной библиотеке lampwork эта книга — самая ценная.
Материальная сторона вопроса
Оборудовать одно рабочее место стоит 100—120 тыс. рублей. Конечно, можно взять концентратор не новый немецкий за 46 тысяч, а подержанный китайский за 16, но лучше. Закупить стекло и фурнитуру на первое время — 15—20 тысяч.
Если допустить, что у человека хороший вкус и он быстро освоит методику работы со стеклом, то где-то через 6—8 месяцев можно окупить свои вложения. Только окупить, а учишься этому всю жизнь. В «плохой» месяц участие в ярмарках может принести тысяч 20—30 рублей, в «хороший» — от 150 тыс. рублей. Самыми хорошими, естественно, являются декабрь и март.
Конечно, самые быстрые деньги приходят через мастер-классы. «Это очень высокоэмоциональное и энергетически-затратное дело, я чувствую себя совершенно выжатой после таких дней», — рассказывает Юля.
В течение каждого месяца обучение проходят около 10 человек. Один день занятий стоит ориентировочно 5 тыс. рублей, в зависимости от программы, от материалов, от того, индивидуальное занятие или групповое.
Аренда рабочих мест в мастерской тоже приносит какой-то доход...
Но главное — это всё же не деньги, а сам творческий процесс, довольные покупательницы и возможность заниматься любимым делом в свободном режиме занятости. У Юли есть планы и мечты, она довольна своей жизнью и выглядит очень счастливым человеком, каковым и является.