Военная ипотека. Основные особенности и правовое регулирование
Военная ипотека была разработана и принята по поручению Президента Российской Федерации, данного на совещании в Министерстве обороны Российской Федерации 23 марта 2004 г. о переходе с 1 января 2005 года к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с учетом рыночных условий развития экономики страны Минэкономразвития России при участии Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Переход обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширил возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. С введением новой накопительно-ипотечной системы на переходный период сохранилась существующая система обеспечения жильем военнослужащих заключивших контракты до 1 января 2005 г.
Одним из основных преимуществ новой системы является возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья, является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.
Военная ипотека взяла за основу долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15-20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.
Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
При этом предполагается, что за 17-летний период участия в накопительно-ипотечной системе (средняя продолжительность военной службы до достижения 20 лет календарной выслуги) на именном накопительном счете участника должны быть накоплены средства для приобретения жилья в размере 54 квадратных метров (Слайд № 2), исходя из расчетного состава семьи 3 человека. В федеральном бюджете на 2005 год предусмотрен размер накопительного взноса на одного участника в сумме 37 тыс. рублей в год, а проектом бюджета на 2006 г. – 40,6 тыс. рублей.
В настоящее время военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются жилыми помещениями по социальной норме площади жилья (18 кв.метров общей площади на человека), с учетом членов семьи (среднестатистическая семья военнослужащего 3-4 человека) (Слайд № 3).
Отдельным категориям военнослужащих (в званиях полковник и выше, преподавателям ВВУЗов, командирам частей, военнослужащим имеющим почетные звания или ученые степени) предоставляется дополнительная общая площадь жилья в размере от 15 до 25 кв. метров.
Пример 1
Майор, подполковник - увольнение по предельному возрасту (45 лет). Календарная выслуга 27 лет, в том числе 5 лет обучения в ВВУЗе, 22 года службы на офицерских должностях. Средняя семья 3-4 человека:
- существующая система жилищного обеспечения - предоставляется квартира площадью 65 кв. метров. Военнослужащий получает жилье в собственность только при увольнении с военной службы.
- накопительно-ипотечная система - Срок накоплений 22 года. По достижении 27 лет календарной выслуги военнослужащий получит средства, покупательная способность которых позволит приобрести жилье общей площадью 72,9 кв. метра;
Пример 2
Полковник - увольнение по предельному возрасту (50 лет). Календарная выслуга 32 года, в том числе 5 лет обучения в ВВУЗе, 27 лет службы на офицерских должностях. Средняя семья 3-4 человека.:
- существующая система жилищного обеспечения - предоставляется квартира площадью 65 кв. метров. Дополнительно от 15 до 25 кв. метров общей площади жилого помещения. Итого площадь квартиры 80-95 кв. метров. Военнослужащий получает жилье в собственность только при увольнении с военной службы.
- накопительно-ипотечная система - Срок накоплений 27 лет. По достижении 32 лет календарной выслуги военнослужащий получит средства, покупательная способность которых позволит приобрести жилье общей площадью 93,2 кв. метра.
При этом необходимо учитывать, что при обеспечении военнослужащего жильем существующая система жилищного обеспечения учитывается жилая площадь уже имеющаяся у него или членов его семьи в собственности.
В 2007 году планируется создание единого реестра собственников жилья в Российской Федерации.
Кто может стать участником накопительно-ипотечной системы
Обязательное участие в системе – только для офицеров и прапорщиков (мичманов), заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.
Добровольное участие в системе для следующих категорий военнослужащих:
- Выпускники, высших военно-учебных заведений (до 2008 – 2009 гг.) Окончившие ВВУЗы после 1 января 2005 г. и заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.
- Прапорщики и мичманы (до 2008 года) Общая продолжительность военной службы которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. (то есть после 1 января 2002 г.)
- Сержанты и старшины, солдаты и матросы заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.
Основанием для участия в НИС указанных категорий военнослужащих является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.
Датой возникновения основания для включения военнослужащего в реестр является дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
«Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 89.
Во исполнение данного постановления Правительства приказами Министра обороны Российской Федерации утверждены:
- формы документов, необходимых для формирования и ведения реестра участников;
- инструкция о порядке формирования и ведения реестра участников Вооруженных Сил;
- инструкция по подготовке сведений о количестве участников для формирования бюджетной проектировки на очередной финансовый год.
Первичные документы (список военнослужащих) на включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы готовятся в воинских частях, в которых хранятся личные дела на офицеров (первые экземпляры), прапорщиков (мичманов), сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту.
В дальнейшем карточки направляются по команде виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, в которых формируется список на включение в реестр.
Реестр участников накопительно-ипотечной системы будет вести в Минобороны России Управление по реализации жилищных программ, которое будет взаимодействовать по всем вопросам с Уполномоченным федеральным органом.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. функции уполномоченного федерального органа возложены на Министерство обороны Российской Федерации (Слайд №6), для чего предусматривается создание федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»
Предметом деятельности Федерального управления накопительно-ипотечной системы будет обеспечение реализации возложенных на Министерство обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также:
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, получение от них информации, необходимой для выполнения им своих функций;
- подготовка бюджетной проектировки объемов финансирования накопительных взносов на соответствующий год для включения в бюджетную заявку Министерства обороны Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета.
Как стать участником накопительно-ипотечной системы
Военнослужащие, которые могут стать участником накопительно-ипотечной системы добровольно, должны написать рапорт командиру воинской части (Слайд № 7). Выпускники, высших военно-учебных заведений, окончившие ВВУЗы после 1 января 2005 г. и заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. пишут рапорт командиру воинской части, в которую назначены на должность (в чье распоряжение зачислены) приказом Министра обороны Российской Федерации. Указанный рапорт необходимо обязательно зарегистрировать в журнале учета служебных документов.
На основании рапорта и личного дела формируется список военнослужащих, который направляется в органы военного управления по команде (вид Вооруженных Сил Российской Федерации, военный округ, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации или главное (центральное) управление Министерства обороны Российской Федерации), в котором формируется сводный список на включение в реестр.
Сводный список направляется в регистрирующий орган Минобороны России (УРЖП МО РФ), в котором каждому участнику будет присвоен регистрационный номер (Слайд № 8) из 20 цифр, который будет неизменным весь период Вашей службы. На указанный регистрационный номер в уполномоченном федеральном органе будет открыт именной накопительный счет, на котором будут накапливаться денежные средства. При переводе в другой орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, счет не закрывается.
При этом необходимо учитывать, что чем раньше военнослужащий примет решение на участие в системе (напишет рапорт), тем большая сумма накопится в итоге.
После включения в реестр в воинскую часть будет направлено уведомление о включении военнослужащего в реестр участников с указанием его регистрационного номера (Слайд № 9).
Когда участник системы получает право на использование накоплений
При достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более, при этом счет не закрывается и на нем продолжается накапливание средств.
При увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
В связи с гибелью или смертью военнослужащего, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
При этом, в случае признания военнослужащего (членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий, при выслуге от 10 до 20 лет, а в случае его гибели или смерти независимо от выслуги, ему (членам его семьи) выплачиваются дополнительные денежные средства, которые военнослужащий мог бы накопить до даты достижения выслуги двадцать лет.
Условия получения участником системы ипотечного кредита
Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
При этом средства, учтенные на именном накопительном счете идут на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа).В дальнейшем обязательства по ипотечному кредиту (займу) погашаются ежемесячно в размере денежных средств, перечисленных на счет участника в течении отчетного месяца.
Следует обратить внимание, что переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих определен Президентом Российской Федерации в ежегодном послании к Федеральному Собранию, как одно из приоритетных направлений социально политики государства, и находится на контроле в Администрации Президента.
Переход к накопительно-ипотечной системе должен способствовать стабилизации военных кадров, поскольку гарантии государства на выплату накопленных для военнослужащих денежных средств неразрывно связаны со сроками прохождения военной службы. Досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы влечет за собою утрату прав на получение указанных денежных сумм, а в случае предоставления указанных средств, в виде ипотечного кредита - обязанность их возвращения.