Высокий сезон: цены на машины вырастут и содержать их станет дороже
Желающие приобрести новый автомобиль успели свыкнуться с новыми ценами — к началу года средневзвешенная стоимость машины достигла 1,33 млн (у иномарок — 1,5 млн) рублей. Но следует поспешить: в мае производители вновь переписали прайс-листы. Поспешить нужно и тем, кто хочет купить подержанную машину: вторичному рынку грозит дефицит и рост цен. Плохие новости ждут и тех, у кого уже есть транспортное средство: вскоре подорожает ОСАГО, не говоря уже о бензине.
Дорожает стар и млад
Автопроизводители продолжают повышать цены, компенсируя апрельское падение курса рубля: согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», во второй половине мая ценники изменились у 18 марок. Подорожали машины как премиальных — Cadillac, Land Rover, Jaguar, так и среднего ценового сегмента: Nissan поднял цену на кроссовер Murano (2-3% в зависимости от комплектации), Mitsubishi — на Outlander (1,6-2,0%) и Eclipse Cross (на 0,1-0,2%); подорожал бестселлер российского рынка Hyundai Creta (1,1-1,6%). Всего в мае ценники переписали 29 марок — практически все участники рынка.
Рост цен на первичном рынке провоцирует подорожание машин с пробегом: наибольший рост наблюдается в сегменте 3-х летних кроссоверов. Об этом свидетельствует исследование портала Avito, передают «Известия». Средневзвешенная цена SUV составила 1,49 млн рублей, что на 15,3% больше, чем в прошлом году. Дорожают и пятилетние машины С-класса, такие как Ford Focus и Volkswagen Golf — в среднем, на 13,7%. В сегменте бюджетных «трехлеток» цены выросли на 10,5%. Подорожание коснулось таких моделей как Kia Rio, Lada Vesta и Volkswagen Polo. Согласно прогнозам, до конца года средневзвешенная цена б/у автомобилей увеличится на 16%.
Другой неприятный сюрприз — это грядущий дефицит самых востребованных на вторичном рынке трехлетних иномарок. Рост цен на новые автомобили приводит к тому, что люди откладывают замену — то есть, эти машины просто не попадут на рынок. Кроме того, в 2015 году авторынок сокращался, реализация популярных моделей, таких как Volkswagen Tiguan, Mazda6, Ford Focus, Honda CR-V или Audi Q3 упала на треть.
Не имея возможности купить трехлетнюю иномарку, покупатели будут вынуждены выбирать более старые автомобили или присматриваться к новым отечественным машинам. Цены практически сравнялись: трехлетний Ford Focus, в среднем, стоит около 800 000 рублей, так же, как и «топовые» комплектации Lada Vesta.
Страховка влетит в копеечку
В конце лета изменятся базовые тарифы ОСАГО, а также коэффициенты к ним. Тарифный коридор будет расширен на 20% в обе стороны: с нынешних 3432-4118 до 2746-4942 рублей. Как заявил зампред Банка России Владимир Чистюхин, это приведет к тому, что ОСАГО подорожает: «Средний водитель заплатит за полис 7000 рублей, сейчас он платит 5800 рублей. По дешевому полису стоимость составит 1700 рублей, тогда как сейчас она составляет 1500 рублей».
Этот шаг не поможет страховым компаниям выйти на безубыточность в 2018-2019 годах, считает Чистюхин, поэтому реформа «автогражданки» будет продолжена. Сегодня цена полиса рассчитывается исходя из выбранного страховщиком тарифа, умноженного на ряд коэффициентов: стаж, возраст, количество водителей, вписанных в полис, и т.д. Центробанк предлагает расширить число категорий «возраст-стаж» с нынешних 5 до 50. Кроме того, ЦБ намерен реформировать коэффициент «бонус-малус» (КБМ), чтобы бороться со случаями его завышения.
«Логика страховых компаний вполне очевидна: за счет пролоббированных ими коэффициентов полис выйдет дороже для молодой, а, значит, самой работоспособной категории водителей, — заявил Forbes ведущий юрист Ассоциации защиты страхователей Алексей Борцов. — Впрочем, это едва ли поможет стабилизировать рынок: ОСАГО и так постоянно дорожает, а страховщики продолжают терпеть убытки. Компании любят обвинять в этом автоюристов, отсуживающих у них значительные суммы. Сложно понять: зачем сначала недоплачивать клиентам, чтобы потом переплачивать по судебным искам? Реформировать нужно выплаты, а не коэффициенты».
Бензин дешевле не станет
Цены на моторное топливо, безудержно росшие весь прошлый месяц, заморожены на показателях 30 мая. Стоимость бензина марок АИ-92 и 95 сегодня составляет 42,40 и 45,80 рублей за литр, дизельного топлива — 44,20 рублей. Бензин подорожал сильнее других непродовольственных товаров: рост составил 11,3% по отношению к прошлому году. В то время как год назад топливо подорожало лишь на 4,9%.
Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, решение о заморозке цен было принято на встрече с главами крупнейших нефтяных компаний: «Они тоже граждане нашей страны, национальные компании. И они понимают, что сегодня, в летний период, это не только нагрузка на автолюбителей, простых граждан. Это существенная финансовая нагрузка прежде всего на сельское хозяйство».
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, за рост цен на топливо отвечает государство, а не нефтяники: «Цена моторного топлива в большей степени зависит от налоговой нагрузки, а не от стоимости нефти как таковой. Нефть — не более 6,5% в цене бензина, а остальное, это переработка, перевозка, и так далее. Поэтому, когда вице-премьер говорит о том, что нефтяникам не нужно жадничать, ему следует посмотреться в зеркало. На нынешний было год запланировано два повышения акцизов — первое уже прошло, второе отложено. Акциз даже намереваются снизить 1 июля, но я думаю, что это успокоительная мера. Когда недовольство уляжется, его повысят и бензин опять пойдет вверх».
Автор: Алексей Сивашенков