Мошенничества в сфере искусства
Предметы искусства и антиквариат всегда привлекали внимание людей, как способ альтернативных инвестиций. Статистика показывает, что в 2006 году объем продаж произведений искусства и антиквариата в мировом масштабе составил 43,3 миллиарда евро. И этот рынок продолжает расти – число зарегистрированных сделок увеличилось с 25,8 миллиона в 2002 до 32,1 миллиона в 2006 году.
США, на долю которых приходится порядка 40 процентов всех сделок на рынке произведений искусства и антиквариата, возглавляют список. За ними следует Великобритания - 27 процентов общемирового объема продаж. Франция - 6,4 процента, Германия - 2,9 процента мирового рынка.
Российские эксперты считают, что среднегодовой прирост стоимости коллекционных произведений искусства составляет от 30% до 50%. А рост стоимости произведений искусства второй половины ХХ века за последние 15 лет составил 700%. Так что вполне закономерно, что мошенники не оставляют вниманием арт-рынок, сулящий такие высокие доходы.
Герой фильма «Инкогнито» - молодой, талантливый художник. Но он не гонится за славой, свое имя он открывает немногим. Его призвание - подделка картин великих мастеров. Герою фильма придется прямо в зале суда доказать, что картина Рембрандта, в похищении которой его обвиняют, на самом деле написана им самим… Можно было бы сказать, да, занимательный детективный сюжет. Но он напоминает реальные события.
Интересна судьба голландского художника Хана Антониуса Ван Меегерена (1889 — 1947), которого современники прозвали «Великим фальсификатором». В молодости он был слушателем курса архитектуры в Дельфтском технологическом институте и одновременно учился в Школе изящных искусств. Познания в архитектуре и владение традиционной манерой письма принесли Ван Меегерену победу в конкурсе живописи для студентов, проводимом в Дельфте раз в пять лет. Известность его растет, а работы хорошо продаются.
Меегерен берется за реставрацию полотен XVII и XVIII веков. Его мастерство позволяет вернуть этим картинам вид настоящих произведений искусства. Такая специализация приносит художнику хороший доход. Не известно, на каком этапе у Ван Меегерена возникла мысль о фальсификации, но вероятно события 1928 года ускорили это решение.
В этом году Ван Меегерен и его друг Ван Вайнгаарден обнаружили портрет, автором которого мог быть Ван Халс. Если бы их предположение подтвердилось, картина принесла бы друзьям целое состояние. Ван Меегерен с особой осторожностью взялся за реставрацию картины. Когда работа была закончена, ее показали известному художественному критику и искусствоведу Хофстеде де Гроту, признавшему ее подлинность. Картина была продана при посредничестве Ван Вайнгаардена. Но неожиданно другой известный художественный критик – Бредиус – заявил, что портрет – подделка. Этот скандал вынудил вернуть покупателю деньги, однако репутация Ван Меегерена была восстановлена, когда Бредиус продемонстрировал свою некомпетентность. Он признал подлинным творением Рембрандта картину, написанную Ван Вайнгаарденом.
В 1935 году Ван Меегерен пишет первые копии великих мастеров, среди которых - Франс Хальс, Терборх, Вермеер. Следующим этапом в «творчестве» художника становится не просто копирование картины, а создание «подлинной» работы мастера. Источником вдохновения фальсификатора становится Вермеер Дельфтский, некоторые периоды жизни и творчества которого до сегодняшнего дня остаются мало изученными. В качестве сюжета Ван Меегерен выбрал религиозный мотив. Это решение было дальновидным, поскольку великий мастер не оставил религиозных композиций, и экспертам не с чем было сравнивать вновь «обретенный» шедевр.
В качестве сюжета Ван Меегерен взял рассказ о явлении воскресшего Христа своим ученикам в Эммаусе. Композиционной основой будущего полотна служила картина Караваджо на ту же тему.
К реальным заслугам Ван Меегерена можно отнести то, что ему удалось решить техническую задачу, сгубившую многих фальсификаторов до него. Он нашел решение, как состарить новую живопись, воспроизвести кракелюры – трещины на слое масляной краски. Семь месяцев упорной работы и… картина готова. Затем, проведя хитрый – выражаясь современным языком – пиар ход, Ван Меегерен легализовал картину. Находка "Христа в Эммаусе" - неизвестной ранее работы Вермеера - произвело фурор в среде искусствоведов, критиков, антиквариатов. |
Христос в Эммаусе
|
В итоге картина была продана музею Бойманса в Роттердаме. Ван Меегерен получил 340 тысяч гульденов. В 1938—1939 годах художник написал две картины в духе художника XVII века Питера де Хоха. Затем появились пять новых "Вермееров", и все — на религиозные темы. И хотя в обществе начали звучать трезвые голоса, требующие объяснения, почему в руках одного художника появилось такое количество ранее неизвестных работ великих мастеров, на них не обращали внимания.
Только за период с 1939 по 1943 год из под кисти Ван Меегерен выходят тринадцать подделок. Восемь из них были проданы за 7 миллионов 254 тысячи гульденов, из которых фальсификатору досталось не менее 170 миллионов.
Но судьба сыграла с художником злую шутку. В период оккупации Голландии фашистами одно из полотен Ван Меегерена - "Христос и грешница" - было куплено для коллекции
Германа Геринга. 29 мая 1945 года художник арестован по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Ему грозит тюрьма и под давлением обстоятельств, Ван Меегерен делает сенсационное признание. 12 июля 1945 года он заявляет, что является автором «возвращенных из небытия» шедевров. Все обвинения в сотрудничестве с нацистами с Меегерена сняли, однако суд признал его виновным в подделке произведений искусства с целью наживы и осудил на один год тюремного заключения.
Рост числа состоятельных людей, желающих вложить деньги в произведения искусства и антиквариат, только разжигает «аппетит» у мошенников. По некоторым оценкам в частных российских коллекциях не менее трети подделок. По мнению других, в 8-10% сделок на арт-рынке фигурируют подделки.
Причем, акт экспертизы – обязательный документ при совершении сделки – не всегда становится гарантией защиты от новодела. Мир искусств периодически сотрясают скандалы, вызванные обнаружением все новых подделок, подлинность которых была удостоверена экспертами с громкими именами. Так, например, в 1965 году выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, — обыкновенная подделка. В 1976-м аналогичный случай произошел в музее Корнеля, когда выяснилось, что в их коллекции хранятся подделки работ Коро. Этот художник за всю свою жизнь написал порядка 600 картин, но лишь на американском арт-рынке насчитывается не менее трех тысяч его работ. По другим данным в музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только восемнадцать действительно древние.
Хотите верьте, хотите – нет, но сегодня Sotheby's - один из крупнейших аукционов произведений искусства - дает гарантию атрибуции на проданные с торгов предметы искусства лишь на два года! Видимо это и послужило основанием для появления популярного ныне анекдота: "…А вы даете гарантию, что эта картина подлинная? — Конечно. Гарантия, два года…"
Смех-смехом, но в 2008 году в центре скандала оказалась и наша Третьяковская галерея. При участии Россвязьохранкультуры были изданы три каталога "Внимание: возможно подделка!" В них даны описание и репродукции картин, которые переделывались и выдавались мошенниками за произведения русских живописцев для последующей реализации на аукционах. Подделки проходили экспертизу, и многие из них были признаны подлинниками. Несколько десятков таких заключений были сделаны экспертами Третьяковской галереи.
Фальшивый Пикассо
с аукциона eBay |
Жертвами мошенников от искусства становятся не только «рядовые» коллекционеры, но и люди именитые. Весной 2009 года США потряс скандал, в центре которого оказался торговец произведениями искусства из Нью-Йорка, 59-летний Лоуренс Саландер. Окружной суд Манхэттэна предъявил ему обвинения по более чем 100 пунктам, в числе которых присвоение чужого имущества в особо крупных размерах, мошенничество с ценными бумагами, подделка документов, фальсификация данных о деловых операциях. Среди жертв мошенника известные коллекционеры и знаменитости, такие как американский теннисист Джон Маккинрой, потерявший на сотрудничестве с Саландером 2 млн долларов. |
Другая американская знаменитость - актер Роберт Де Ниро по вине Лоуренса Саландера потерял 984 тысячи долларов. Сэлендер без ведома актера реализовал несколько картин, нарисованных отцом кинозвезды, выполненных в стиле экспрессионистов.
07/06/2011
Но и российские мошенники не отстают от своих заокеанских коллег. Недавно 58-летний мошенник из Владимира вместе со своей сообщницей, 42-летней жительницей столицы, продал нескольким бизнесменам 18 картин, выдавая их за “неизвестное наследие Юкина”, выдающегося русского пейзажиста. Криминальный дуэт выручил в результате этой махинации 9 с лишним миллионов рублей.