Бизнес на лягушках
Когда-то студент Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства Александр Неврединов проводил опыты по воздействию электрического тока на мышцы. Для этого использовались лягушачьи лапки. В это же время исследователь заинтересовался конечностями земноводных с кулинарной точки зрения. Выяснив, какой вид лягушек употребляется в пищу, он вместе с однокурсниками начал ставить новые опыты, теперь уже по употреблению экзотического мяса в пищу. Лягушатина оказалась очень вкусной.
— Мы с друзьями даже заготавливали этот деликатес на зиму, потом жарили его и с удовольствием ели, — рассказывает предприниматель.
После института Александр поступил в аспирантуру и начал подумывать о собственном бизнесе. Торговать на рынке, как было модно в то время, ему не хотелось, и он вспомнил о результатах своих недавних кулинарных опытов. В Академии народного хозяйства в Москве Александр вышел на защиту работы, называющейся “Разработка и внедрение новых продуктов питания на российском рынке” и с блеском доказал пользу и питательность лягушачьих лапок. Имея высшее образование, Александр решил поставить добычу лягушек на научную основу. После многочисленных анализов Неврединов выяснил, что лягушачье мясо является не только диетическим, но и биологически активным, положительно влияя на здоровье человека.
Прежде чем выпустить лягушку на рынок, Александру пришлось провести серьезные научные исследования. Мясо земноводного дегустировали в академии наук в Москве. После того как чиновники одобрили лягушачьи окорочка, был утвержден новый код статистики «земноводные как продукт питания».
На заре становления лягушачьего бизнеса в 2000 году в компании Александра работали всего 4 человека: он сам, его жена и пара друзей. Стартовый капитал составлял несколько сотен тысяч рублей. Сырье, то есть лягушки, были дармовыми. Корм для них тоже бесплатно поставляла природа. Основная часть денег ушла на решение бюрократических вопросов. Например, на разработку технических условий переработки и употребления лягушачьих лапок. Остальные средства потратили на продвижение товара — дегустации в ресторанах Астрахани и Москвы...
Сегодня в 2008 выращиванием и поставками лягушачьего мяса в компании Александра Неврединова занимаются уже около 40 человек. Производственная база — это 5 тысяч га воды и земли одного из местных колхозов. Лягушек, как и рыбу, разводят в прудах. В отдельных водоемах содержится специальное маточное стадо с земноводными весом до полутора килограмм. Эти гиганты величиной со среднюю курицу способны прыгнуть на 3 метра и сбить с ног человека. Но на продажу идут, конечно, более мелкие экземпляры.
Сбор земноводных по системе Александра происходит осенью - в это время лягушки мигрируют в крупные водоемы для зимовки. Собиратели выходят на “охоту” ночью, с налобными фонарями. Лягушки, ослепленные светом, перестают двигаться, и «охотники» вручную собирают их в мешки.
В год компания поставляет сотни тысяч лягушек. Лапки земноводных уезжают в рестораны Москвы и Санкт-Петербурга, а также во Францию, Люксембург, Италию, Испанию, Китай. Этот деликатес имеет высокую питательную ценность.Астраханский деликатес уже попробовали и высоко оценили многие известные личности: мэр Москвы Юрий Лужков, Алексей Гордеев и даже Владимир Путин. “Основной способ поиска потребителей такого экзотического товара - это выставки” - говорит Александр, - “мы участвуем в любых выставках, тематика которых позволяет представить свой продукт”.
Из-за границы поступают заказы не только на лягушачьи лапки, но и на живых лягушек. Их шкурки, богатые антиоксидантами (вещества, замедляющие старение), используют в фармацевтической и косметической промышленности. А еще из лягушачьей кожи шьют эксклюзивную дорогую обувь. Килограмм лягушачьих лапок стоит в Астрахани 250 рублей, кило живых лягушек — 50-60 рублей
Наибольшую гордость Неврединова сегодня вызывает тот факт, что этот бизнес начинает распространяться по России. Не так давно выращиванием местной породы лягушек по астраханской технологии занялись в Башкирии. А это значит, что скоро на мировом рынке лягушатины станет еще больше этого ценного и востребованного продукта из России.