5 ошибок в управлении салоном красоты
Бизнес-тренер и коуч Ксения Апакова более десяти лет работает в сфере красоты в Казани. В 2017 году она продала свой бизнес и сосредоточилась на обучении руководителей салонов красоты в России.
Путь Ксении Апаковой в бьюти-индустрии начался десять лет назад: пройдя обучение в первой школе ногтевого сервиса «ОлеХаус» в Казани, она открыла свой салон красоты «Ксю-Ксю». Первые три года управления салоном прошли вслепую, без знаний и четкого понимания процессов. Поначалу приходилось брать кредиты на заработную плату мастерам, клиентов практически не было, набрать постоянную команду и клиентскую базу не получалось.
Тогда Ксения решила пройти обучение и смогла вывести салон красоты на безубыточный уровень. Год назад предпринимательница продала свой бизнес и сосредоточилась на консультировании — сейчас она управляет школой бизнеса в Казани, ведет блог в Instagram и канал на YouTube (@kseniaapakova), консультирует по Skype и проводит тренинги для руководителей салонов красоты в разных городах России.
Ошибка № 1. Незнание целевой аудитории
На своих тренингах мы с клиентами рассматриваем этот вопрос в первую очередь и максимально глубоко. Любая задача в любой области управления бизнесом, например, в финансах, должна начинаться с портрета целевого клиента.
Мало определить, кто ваш клиент, нужно полностью погрузиться в его образ, чтобы понять, для кого вы сейчас работаете, для кого открыты двери вашего салона, для кого вы пишете посты в Instagram, кому хотите принести пользу. Нужно понимать, где клиент проводит время, что для него важно, кто является для него авторитетом.
Целевых портретов может быть пять-семь, но все они должны быть детальными. Вот пример такого портрета: женщина 28 лет, у нее один-два ребенка, которые ходят в детский сад, она живет в шаговой доступности от нашего салона, работает пять дней в неделю, читает журналы про отношения мужчины и женщины и развитие ребенка, зарабатывает до 60 000 руб., не предприниматель.
Когда я буду давать для нее рекламу, я буду ориентироваться на ее ценности. В этом случае пост в Instagram может звучать так: «Вы мама двоих детей и хотите все успеть? Вам важно отлично выглядеть и быть примером для своих детей?».
Если я буду писать сразу для всех аудиторий, я не смогу охватить ни одну из них. Для каждого из пяти-семи портретов нужно четко прописать планирование, определить, как мы будем привлекать этот портрет, вжиться в роль этого клиента.
Выбор аудитории зависит от того, с кем руководителю и команде будет комфортно работать. Если в салоне очень молодые сотрудники, а руководитель описал портрет женщины, которая зарабатывает более 150 000 руб. в месяц, она предприниматель и ездит на дорогой машине, команда не сможет с ней взаимодействовать.
Ошибка № 2. Непонимание миссии компании
Речь идет о высшей цели, ради которой компания существует. Любой бизнес создается ради прибыли, но при этом должно быть и то, что объединяет команду и руководителя — философия компании, согласно которой ставятся все задачи.
Если единственная цель сотрудника — положить зарплату себе в карман, он задумается о том, чтобы открыть свой собственный салон, арендовать свое место в другом салоне или оборудовать свой салон дома.
Из-за того, что руководители не могут объяснить мастеру отличия работы в салоне и на дому, они неизбежно сталкиваются с нехваткой мастеров. Чтобы этого не происходило, руководитель должен использовать нематериальную мотивацию, понимать общие цели и задачи и влюблять в них всю команду. Только если команда работает сплоченно и синхронно, можно увидеть результат.
Я продала салон в 2016 году как готовый бренд, и, к сожалению, после моего ухода салон покинула вся команда, потому что новый руководитель не смог объяснить, почему им важно работать вместе.
Вы и ваши сотрудники проводите в салоне больше времени, чем дома, поэтому так важно создать гармоничную обстановку. Специально для комфорта моих сотрудников я обучилась на коуча. Этим я помогла им раскрыть свой потенциал, в результате чего в моей команде люди уходили только в декретный отпуск и ни разу не увольнялись на протяжении семи лет. В бизнесе важны решения по принципу «выиграл/выиграл», поэтому мне легко выстраивать обогащающие взаимоотношения.
Действенные методы нематериальной мотивации сотрудников — это геймификация и коучинг. Я создаю настольные игры, которые помогают объединять сотрудников. Например, разработанная мной настольная игра Beauty Mafia позволяет ставить цель, прописывать шаги для ее достижения и последовательно добиваться ее, когда вся команда играет одним кубиком и одной фишкой.
Во время игры сотрудники отвечают на вопросы, написанные на карточках, благодаря чему руководитель видит, что перед ним за человек, что для него важно, и может подобрать ключ к нематериальной мотивации.
Коучинг позволяет раскрыть потенциал человека. Это не значит, что нужно сразу советовать парикмахеру идти учиться делать свадебную прическу и макияж. Мы смотрим, в чем его призвание, что ему было бы интересно узнать. Парикмахер может стать стилистом, имиджмейкером, изучить теорию цвета. В этом случае человек раскрывается профессионально, а раскрывшись у нас, он уже не уйдет.
Ошибка № 3. Отсутствие планирования
Отсутствие четкого плана приводит к тому, что руководитель постоянно тушит пожары в своем бизнесе, то есть занимается мелкими задачами и не мыслит глобально. Он не понимает, что будет с компанией через год-два и не занимается стратегическим планированием.
50% дел уже сделано, когда есть план. В противном случае у нас уходит очень много энергии на текущие задачи, которые не приносят результата в денежном эквиваленте. Стратегическим планированием лучше заниматься с куратором, который направит команду к созданию четкого плана.
Например, у нас есть цель — к 1 сентября 2018 года повысить выручку в салоне до 1 млн руб. Мы собираем команду, начинаем генерировать идеи: играем в бьюти-мафию, приглашаем специалиста, который проведет стратегическую сессию, или ждем, пока руководитель сам проведет такую сессию.
Срок у нас есть — 1 сентября 2018 года, на достижение этой цели выделен месяц, теперь нужно прописать шаги.
Первый шаг — определиться с портретом клиента, которого мы будем привлекать. Например, это невеста. Нам важно, кто она, есть ли у нее дети, первый это или второй брак, где она будет справлять свадьбу.
Второй шаг — продумать посты в социальных сетях для невесты.
Третий шаг — сформировать предложение и найти партнеров, которые нам помогут: флористов, фотографов, кондитеров. Заключить с ними договор.
Четвертый шаг — прописать все ресурсы: финансовые, временные и человеческие.
Пятый шаг — определиться с контрольными точками (10 и 20 августа), понять, какой выручки должны достичь к этим датам, сколько клиентов обслужить.
Нужно заранее прописать план Б на случай неудачи, определить, кто ответственен за каждый шаг и позаботиться о материальной мотивации. Например, если мы все достигнем этого плана, каждый сотрудник получит премию.
Ошибка № 4. Неумение управлять командой
Как правило, за этой ошибкой стоит страх. Именно он мешает руководителю проводить трехэтапные собеседования и вынуждает его нанимать первых попавшихся сотрудников в самый последний момент.
Часто я вижу, как в социальных сетях в группах для руководителей владельцы салонов пишут, что возьмут мастеров под любые проценты на их условиях, предоставят все материалы, потому что летом в их салоне запись на несколько недель вперед и работать некому. Понятно, что у такого салона никакого будущего нет.
Я всегда объясняю руководителям, что им не нужна огромная команда. Достаточно нанять семь-восемь человек, которые подходят салону по духу. Так же как мы прописываем портрет клиента, мы можем прописать и портрет сотрудника: какой нам нужен человек, где он должен жить, есть ли у него дети или нет.
Чтобы адаптация новых сотрудников происходила быстро, нужно изначально нанимать человека, который находится в гармонии с ценностями компании. На собеседование к руководителю должны попадать только те кандидаты, которые подходят нам с вероятностью 90%.
После того, как мы набрали команду мастеров, с которыми руководителю комфортно взаимодействовать, нужно прописать даты собраний, где каждый сотрудник может высказаться. Если пространства, чтобы высказаться, нет, появляются сплетни, которые мешают работе.
Ошибка № 4 тесно связана с ошибкой № 1 — обе они произрастают из неумения работать с людьми.
В идеале все салоны постепенно должны перейти на модель холакратии — этапу развития компании, когда в коллективе отсутствует иерархия, каждый берет на себя ответственность для достижения результата вместе с командой и работает как будто бы на себя, но в компании.
Если компания постоянно развивается, а руководитель и его сотрудники повышают компетенцию, можно задумываться о холакратии. К сожалению, пока салоны в России в большинстве своем не готовы перейти на такую модель управления.
Ошибка № 5. Неумение продвигать себя
Профессионалы часто не умеют о себе заявить, не знают, как себя продать, не могут набраться смелости. Кажется, что вложено столько времени в обучение и работу, а достойной оплаты нет. Это тормозит их карьерный рост, в какой-то момент они понимают, что вкладывают столько времени и усилий в развитие бизнеса, а прибыли получают мало. Это приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию.
Часто руководители говорят мне, что стесняются вести личный блог, записывать прямые эфиры в Instagram, их команда не хочет говорить на камеру. Здесь нужно понимать, что зарабатывать много можно только тогда, когда мы ежедневно приносим огромному количеству людей.
Если вы пришли в бизнес, нужно убрать стеснение. Стеснение — это стратегия избегания ответственности, а предпринимателями становятся только ответственные люди. Можно пойти на курсы ораторского искусства, читать книги, смотреть ролики на YouTube, чтобы научиться говорить и убеждать.
Каждые полгода тренды меняются, нужно постоянно менять мотивацию, привлекать клиентов, повышать свою компетенцию как руководителя, вкладывать деньги и время в свое образование и образование своей команды. Стабильного дохода в бизнесе быть не может. Если это так, значит ваш бизнес идет ко дну.
Я провожу тренинги для руководителей салонов красоты по всей России, используя геймификацию — когда с помощью игр руководитель может лучше узнать своих сотрудников, — и коучинг — когда с помощью правильно заданных вопросов я помогаю руководителям раскрыться.
Если год назад я проводила тренинги, рассказывая участникам о техниках продаж, то сейчас я прихожу, предлагаю им самим подумать о возможных техниках и больше не задаю ни одного вопроса. У людей уже есть все ответы. Просто нужен человек, который задаст им правильные вопросы и раскроет их потенциал.
Во время тренингов я замечаю, что, как правило, трудности возникают тогда, когда:
- руководитель не знает, для кого он работает, для какой аудитории открыты двери его бизнеса;
- он ищет сотрудника, но не знает, с каким сотрудником он сможет комфортно и эффективно работать;
- руководитель хочет переехать на Мальдивы и добиться того, чтобы его бизнес работал без его участия, но не знает, как это сделать;
- руководитель не умеет работать с командой, и его кадры уходят;
- руководитель хочет взять на работу человека, который выполнял бы все его функции, но не готов с ним работать и не хочет этому учиться.
Автор: Кристина Шперлик