Алгоритм создания детского клуба с нуля
Детский центр — это хоть и «детский», но бизнес. И при организации этого бизнеса нужно серьезно продумать основные вопросы, чтобы он приносил прибыль и позитивные эмоции, а не долги и разочарование.
Возможно, вы уже обратили внимание, что даже в рамках одной улицы или одного микрорайона можно найти два-три, с виду одинаковых, клуба. Но у одного из них нет отбоя от клиентов, а второй обходят стороной и владелец еле сводит концы с концами. В чем же дело? Главная причина данной ситуации — неправильно организованные бизнес-процессы! Большинство из них нужно продумать до открытия центра, еще на этапе идеи. Разберемся по порядку.
Направление бизнеса
В первую очередь будущему руководителю необходимо определить направления деятельности. Под формулировкой «детский клуб» прячется такая деятельность, как:
- игровые зоны для детей;
- разовые досуговые мероприятия для детей;
- систематические занятия по самым разным направлениям;
- центры развития;
- центры дневного времяпрепровождения детей;
- детские сады.
Детский бизнес — это хорошее занятие для «идейных» людей, для людей, которые получают искреннее удовольствие от общения с детьми. У человека, занимающегося детским клубом, должно быть повышенное чувство ответственности и желание посвятить себя любимой работе. Также руководитель должен иметь представление о том, чем именно он будет заниматься. Если вам неинтересно с детьми двух-трех лет, но вы получаете искреннее удовольствие от танцев, то вам стоит заниматься клубом с танцевальным уклоном.
Форма собственности
После выбора направления работы стоит определиться с формой собственности.
В интернете сейчас множество советов о том, что не стоит сразу регистрировать фирму, а можно начинать работать и без регистрации. Для детского учреждения данный формат не подходит! Работа с детьми — это деятельность с повышенной ответственностью. Регистрируя деятельность на этапе создания проекта, вы показываете своим будущим клиентам «серьезность» своих намерений, а также страхуете себя на случай форс-мажорных ситуаций.
Наиболее актуальны для детского клуба такие формы собственности, как индивидуальный предприниматель (ИП), общество с ограниченной ответственностью (ООО), некоммерческая организация (НКО). Идеальной формы собственности не существует, у каждой есть свои сильные и слабые стороны, поэтому выбирать нужно, опираясь на конкретную ситуацию, а не потому, что чаще выбирают другие клубы.
Также стоит заранее продумать систему налогообложения, но ее выбор не так критичен, как форма собственности, поскольку ее можно будет менять в процессе работы детского клуба.
Требования к помещению
Обязательное условие для любого детского клуба — наличие раздельной детской и взрослой санитарной зоны. Также не забывайте про зону рекреации. Подумайте, где ваши клиенты будут раздеваться, а также в каких условиях родители будут ждать своих детей с занятий.
Не забудьте о наличии окон в каждом рабочем помещении клуба. А также о том, что идеальный этаж для детского клуба — это первый или второй. Цокольные, подвальные помещения, а также этажи выше третьего под запретом.
Тщательно продумайте все нюансы на данном этапе. Правильно подобранное помещение — половина успеха вашего будущего бизнеса! Смена местоположения клуба всегда приводит к убыткам для владельца. Поэтому вариант «я тут попробую, а потом поищу что-нибудь получше» — не для детского клуба.
Стартовые инвестиции
Имея базовые данные по стоимости аренды, оценив необходимость ремонта, подсчитав расходы на регистрацию фирмы, можно просчитывать вложения в бизнес.
Принимая решение о капитальных вложениях в ремонт или перепланировку, будьте готовы к тому, что вы рискуете их никогда не окупить. Также пора задуматься об оборудовании и материалах, которые понадобятся вам для старта деятельности. Учтите, что нет необходимости приобретать все нужные пособия единовременно. Если у вас нет Монтессори-класса, то все сразу вам точно не понадобится. Поэтому можно растянуть эти расходы во времени, выделяя на них средства из текущей прибыли клуба.
В каждом регионе существуют программы государственной поддержки социально направленного бизнеса. Условия их получения вполне лояльны. Подробнее о программах, действующих в вашем регионе, вы можете узнать в центрах по развитию и поддержке малого бизнеса, а также на сайте Министерства инвестиций и инноваций. Узнайте заранее о существующих программах, чтобы при капитальных вложениях подготовить правильный пакет документов.
Разработка программы
Пришла пора задуматься о выборе программ для занятий. Неважно, какая специализация вашей деятельности. Программа нужна даже аниматору для проведения праздников. Вы четко должны понимать, когда, что и для кого будет предлагаться в вашем клубе.
Наличие программы позволит решить ряд серьезных вопросов:
- администратор сможет доступно объяснять клиентам, чему и когда будут учиться дети, каких успехов они достигнут;
- поиск специалистов для работы будет проще: начать работать сможет даже новичок;
- клуб не будет зависеть от педагогов — их болезней, декретов, семейных обстоятельств;
- будет понятен перечень необходимого для конкретной программы оборудования.
Ценообразование
Теперь пора задуматься о ценовой политике вашей организации. Для этого надо определиться с целевой аудиторией. Кто будет ваш клиент? Какие у него интересы, какие потребности, какие доходы? Сколько ему лет? Зачем он будет приводить ребенка в ваш клуб?
Честно ответив на эти вопросы, можно выставлять цену на занятия. Обязательно сравните ее с ценой конкурентов. Тщательно продумайте, что именно получит клиент за выставленную цену.
Учтите, что изменить статус клуба после открытия будет тяжело: у клиентов сложится стереотип оказываемых услуг, менять качество можно будет только на улучшение! Но существенно изменить стоимость при этом не получится.
Подбор персонала
Ваш клуб почти готов к работе, но ему нужны специалисты. От вашей команды будет зависеть уровень дохода клуба. Потому что «кадры решают все». С этими людьми вы будете строить свой бизнес. Текучесть кадров в детском клубе вредна, как ни в каком другом месте! Как бы вы ни старались, личность педагога все равно будет оказывать свое влияние при выборе детского клуба. Ваша задача как руководителя — переключить внимание клиентов на себя: люди должны идти в клуб на стиль руководства и решение организационных вопросов, а не на сотрудников.
Подбирая специалистов для работы, выбирайте разные способы мотивации сотрудников. Денежная мотивация — худший из всех возможных вариантов. Ищите другие способы «зацепить» сотрудника. У каждого есть своя причина прийти на работу именно к вам в клуб — не поленитесь ее узнать.
Потратьте время на определение истинного предназначения каждого сотрудника, чтобы работа выполнялась максимально продуктивно при минимальных трудозатратах. Учтите, что специалист по работе с годовасиками и педагог по подготовке к школе — это два разных человека. Не может один и тот же человек качественно вести занятия по столь разным возрастным категориям. Также не стоит давать одному специалисту разноплановые нагрузки. У каждого сотрудника должна быть своя специализация. Определите ее, развивайте, поддерживайте — и результат не заставит себя ждать.
Продумайте свои взаимоотношения с коллективом. От стиля руководства и личности руководителя зависит желание или нежелание людей сотрудничать с фирмой.
Чтобы детский клуб стал именно бизнесом, а не самозанятостью его владельца, нужно правильно организовать все процессы. Чем раньше это будет сделано, тем быстрее владелец начнет получать удовольствие от этой позитивной деятельности.
Автор: Ксения Куранцева