Бизнес в Австралии: опыт соотечественников
Именно небольшой, т.е. тот, который мы называем малым, в котором собственник бизнеса выступает не только как инвестор, но и непосредственно работает в этом бизнесе.
Эти заметки для тех, кто подумывает (или уже решил) открыть в Австралии свой небольшой бизнес.
Именно небольшой, т.е. тот, который мы называем малым, в котором собственник бизнеса выступает не только как инвестор, но и непосредственно работает в этом бизнесе. Сразу замечу, что размер такого бизнеса для России и Австралии разный. В России вы можете нанять исполнительного директора для гораздо более мелкого бизнеса, чем в Австралии. Причина проста – в Австралии минимальная зарплата постоянного работника по закону - 15,51 долларов в час (для постоянных работников, для временных она еще больше), что при 40 часовой рабочей неделе составляет около 80 800 рублей в месяц против 4 611 руб в России. Не думайте при этом, что значит и товар свой или услуги вы будет продавать по цене в 20 раз выше, чем в России – вовсе нет. Буханка хлеба, например, стоит только в 3 раза больше чем в России. Поэтому в Австралии на каждый «чих» работника не наймешь и экономия на ФОТ – вещь неизбежная. Так что мы говорим о бизнесе, хозяин которого сам в нем работает и, следовательно, живет в Австралии.
Обычно, когда пишут о бизнесе в развитых странах, приводят примеры того, как просто решаются вопросы, которые в России отнимают кучу времени, денег, сил и нервов – для того, чтобы читатель мог представить тот высокий уровень комфорта, который создан для ведения бизнеса в стране. Это относится и к Австралии тоже, и я тоже могу привести множество таких примеров, начиная от онлайн регистрации компании за 10 минут и заканчивая сервисом, который предоставляет бизнесу налоговая инспекция. Могу, но не буду. По крайней мере, не в этот раз. В этих заметках я хочу помочь полезной информацией тем, кто планирует начать свой бизнес в Австралии. И я думаю, что самое полезное – это предупредить о сложностях, с которыми вы можете встретиться совершенно неожиданно для вас.
Первая сложность – это, я бы сказал, моральная неподготовленность. Возможно, вы начитались всех этих хвалебных статей о том, какие хорошие условия созданы в стране для ведения бизнеса и как там все здорово и просто. И это правда. Но не забывайте и о другой стороне: в хороших условиях все хорошо растет, и именно потому, что есть такие хорошие условия для бизнеса, на рынке существует жесточайшая конкуренция. В конце концов, основная ваша цель – заработать денег, т.е. удачно продать ваш товар или услуги. А простые и понятные отношения бизнеса с государством вещь, конечно, приятная, но денег сама по себе не приносит. Так что совет первый – не обольщайтесь. Думайте не о том, как приятен вам будет процесс ведения бизнеса, а о том, как вы собираетесь выдержать конкуренцию и почему – вы думаете – вы сможете это сделать. При этом аргументы типа «они же делают, что я, дурнее их что ли» - поверьте – не сработают. Найдите что-нибудь более убедительное: изучите рынок сбыта, конкурентов, спрос – не начинайте свой бизнес, пока не ответите себе на этот простой вопрос. И учтите при этом, что ваши конкуренты имеют огромное преимущество перед вами: мало того, что они УЖЕ работают на этом рынке, но и – самое главное – они УЖЕ живут в этой стране, они знают и понимают людей, они – их часть. А вы еще нет.
Вторая сложность – язык. Я не знаю, каков уровень вашего английского и какой балл вы получили при сдаче IELTS. Но если вы еще не живете в Австралии или другой англоязычной стране, я могу уверенно сказать – ваш английский недостаточно совершенен для ведения бизнеса. И дело даже не только в том, что вы можете что-то не понять, или вам будет трудно объясняться. В конце концов, австралийцы – народ терпеливый и приветливый, и если вы плохо понимаете и переспрашиваете в десятый раз, они в десятый раз будут стараться найти знакомые вам слова, чтобы довести разговор до конца, при этом они не выкажут никакого раздражения или даже нетерпения (хотя, конечно, такое общение не вызовет у клиента желание еще раз вернуться в ваш магазин). Но что самое плохое в недостаточном уровне языка – сложность получения и обработки информации. Я думаю, не надо объяснять, насколько информированность важна для бизнеса. Так вот, с этим возникнут проблемы. Поясню на примере. Представьте, что вы ищете необходимую вам информацию. Ну, например, вам необходимо какое-то оборудование. И вы нашли страницу в интернете, где дан уже сравнительный анализ этого оборудования от разных производителей или лизинговых компаний. Если бы это было на русском языке, вам не надо было бы читать весь текст – вы бы одним взглядом увидели то, что важно для вас. При недостаточном уровне языка для того, чтобы не пропустить нужную вам информацию, вам как минимум придется прочитать весь текст и понять его. И это потребует очень много времени. Умножьте это на количество вопросов, по которым мы каждый день получаем и перерабатываем информацию. Вам не хватит ни времени, ни терпения. И вы начнете «урезать» понимание текста и возможно, сделаете не самый правильный выбор. Хорошо, если это не приведет вас к катастрофе – вопросы-то бываю разные, и ошибки разные. Так что совет здесь простой – не начинайте бизнес, пока не почувствуете уверенность в языке.
Сложность третья – принятие обязательств. Очень многие виды бизнеса подразумевают Долгосрочные обязательства. Например, вы арендуете помещение под магазин. Никакой аренды на год с правом расторжения с предупреждением за 2 месяца вы здесь не получите. Все арендные отношения строятся на долгосрочной основе, а интересы арендодателей – собственников помещений охраняются стандартными договорами. В первую очередь – вашей личной ответственностью по обязательствам вашей компании перед арендодателем. Так что, открывая, например, магазин, вы принимаете на себя весьма серьезные обязательства, выйти из которых (если, например, бизнес «не пошел») не так-то просто. И здесь можно услышать множество историй о том, как люди банкротились и теряли вообще все - именно из-за принятых когда-то обязательств. Вы, конечно, можете не выполнить своих обязательств. Как в России – «а что вы с меня возьмете»? Но тогда ваша жизнь здесь станет очень проблемной – здесь работают все эти базы данных людей и компаний, не исполняющих обязательства. Так что надо очень-очень серьезно подумать, прежде чем заключать такие договоры. Конечно, трудно придумать путь, позволяющий сначала попробовать, пойдет ли бизнес, а уж потом решить, начинать ли его. Что можно посоветовать в этой ситуации? Торгуйтесь. На развитом рынке и арендодателю не так просто сдать свое помещение, а каждый день приносит ему убытки. Постарайтесь заменить свою личную ответственность, например, банковским депозитом. Это вполне может сработать: Банковская гарантия – это практически живые деньги, а живые деньги любят все – и австралийцы тоже. Теперь вы, по крайней мере, зафиксировали объем ваших убытков на случай провала. Это очень важный шаг на незнакомом рынке. Вы теперь в совершенно другой ситуации в случае провала: хозяин помещения не имеет возможности «доить» вас весь срок аренды, у него есть только депозит. Да и этот депозит чтобы получить – ему надо пройти через многие процедуры, которые будут стоить времени и денег и еще неизвестно чем и когда закончатся. Так что появляются новые поводы для переговоров. Моя знакомая, например, пошла именно по такому пути и в результате впоследствии вышла из аренды, не потеряв вообще ни цента. Так что проблему можно решить, надо только заранее о ней подумать, а для этого надо заранее о ней знать. Поэтому я о ней заранее рассказываю.
Сложность четвертая – ничего не происходит быстро. В стабильной, насыщенной малым бизнесом экономике не стоит рассчитывать на быстрый рост вашего бизнеса. Прикидывая «примерные сроки» различных этапов становления вашего бизнеса (в том числе - достижение break-even point - состояния бизнеса, при котором он окупает свои расходы) учтите, что даже при самом лучшем раскладе этот срок будет намного больше, чем если бы это было в России. Вам будет легче угадать эти сроки, если ко времени расчетов вы уже пожили в стране какое-то время.
Сложность пятая – что продавать? Эта сложность тоже – из разряда незнания среды. Когда в России вы решаете, что и как продавать, вы исходите из того, что то, что кажется вам ценным и правильным – будет казаться таким же и большинству других российских людей – вы же из «одного теста». Австралийцы отличаются от россиян, и эти различия имеют такой размер, что вы их обнаружите очень быстро. Я не буду здесь рассказывать, в чем эти отличия. Разные люди, разная история, разные культуры – причин для различий достаточно. Так вот, совет: обнаружить эти различия до начала бизнеса, а не после.
Это такая первая часть советов, которые можно легко свести в один: не торопитесь начинать бизнес в Австралии, едва переехав туда. Потратьте первое время на полезные вещи: улучшение языка, изучение разных бизнес-вопросов, знакомства с новыми людьми. Планируйте свой бизнес, собирайте для этого информацию – много чего полезного можно сделать, не открывая свой бизнес. Подготовьте себя, и многое будет гораздо легче. Я бы сказал, год (а лучше – два) – это минимум времени, который надо прожить (активно!) в Австралии, прежде чем начинать свой бизнес.
Почитав все эти предостережения, вы, возможно, зададитесь вопросом «а зачем мне надо тогда делать бизнес в стране, где меня ожидает столько сложностей?». Да, эти заметки, возможно, хороший повод для вас еще раз задать себе этот вопрос. И это еще что. Я еще ничего не рассказал о покупке бизнеса, где подводных камней и опасностей гораздо больше.
Автор: Консультант Журнала BusinessTimes в Австралии