Бизнес план агентства недвижимости
Представьте, сколько можно получить комиссионных рублей (например, 4%) со сделки по продаже/покупке квартиры за пару миллионов? Именно, вы поняли, о чем я. Я постараюсь изложить материал в не совсем обычном виде, а как примерный бизнес план агенства недвижимости. Начнем по порядку.
Бизнес план агенства недвижимости: Актуальность
Люди всегда нуждались и будут нуждаться в услугах профессиональных риэлторов, которые могли бы подобрать наиболее оптимальный вариант покупки/продажи или съема/сдачи в аренду жилой/нежилой недвижимости. Да, в этом нет ничего удивительного, так как люди этой профессии разбираются в рынке недвижимости лучше, чем люди других профессий, хотя и в современное время встречается огромное количество непрофессионалов. Благодаря этим непрофессионалам, кстати говоря, в России стали очень скептически относиться к риэлторам, боясь того, что эти люди могут как-либо «кинуть», «развести» и т.д.
Ввиду вышеперечисленного существует большая потребность потребителей в высококлассных агенствах недвижимости, которые отвечают за качество своей работы и готовы давать гарантии, а не просто требовать аванс за услуги и потом не работать. Безусловно, если вы задумываетесь о том, как открыть риэлторскую фирму, то такая деятельность должна строиться на опытных участниках рынка недвижимости и необходимо серьезное отношение к любому клиенту.
Так же существует большая потребность в аренде или покупке нежилой недвижимости юридическими лицам, поскольку в реальной жизни происходит огромное количество движений компаний в сторону расширения или открытия филиалов в регионах, переездов и т.д. С юридическими лицами сотрудничать приятно, поскольку суммы затрат у них, как правило больше, чем у физических лиц, а значит и больше комиссия.
Еще очень важным моментом является то, что сам рынок в России существует только чуть более 20 лет и законодательно он практически никак не регулируется, ввиду чего сами договора и возможность брать аванс за свои услуги зависят от каждой компании в отдельности. Сами же договора и другие юридические документы для этой деятельности можно легко найти в Интернете, переправив некоторые пункты под свою компанию. Очень важно учитывать, что рынок в целом очень опасный ввиду присутствия на нем огромного количества мошенников, что необходимо учитывать при работе с документами.
Бизнес план агентства недвижимости: Персонал
Как было описано выше — персонал играет очень важную роль в этом бизнесе. Во-первых, руководитель фирмы должен иметь хорошее представление о деятельности риэлторских контор, причем желательно с практической точки зрения. Поэтому если вы желаете открыть такую компанию, обязательно поработайте в каком-нибудь агенстве недвижимости вашего города хотя бы два месяца. Вы заработаете денег и получите бесценный опыт, изучив тем самым тонкости работы на этом рынке.
Во-вторых, ваш персонал так же должен быть квалифицированным, а значит нужны риэлторы с опытом работы. Проблема тут заключается в том, что очень часто люди, работающие риэлторами стремятся обучиться этому мастерству, крадут клиентскую базу и работают дальше как свободные агенты, думая, что в одиночку они могут все. Чтобы спастись от этого стоит создавать агенство максимум с 4-5 сотрудниками, сколотив внутри эффективную команду (бухгалтер, три риэлтора и секретарь, хотя бухгалтера можно привлекать и по аутсорсингу).
Как бы кто не советовал, но по нашему мнению, сотрудникам нужно предоставлять фиксированную заработную плату с процентами от сделки. Тем самым вы обеспечите им отличную мотивацию и стабильность. Расходы, связанные с персоналом из 4-5 человек в месяц могут быть самые разные, учитывая, что в среднем оклад составляет 500$ в месяц (в них уже включен соц. пакет). Помимо этого можно практиковать зарплату в конвертах, экономя тем самым на налогах. Иначе говоря, можно платить 150-200$ официально, а остальное в конвертах. Так же можно просто оформить агентский договор с персоналом, как с физическими лицами, сэкономив на налогах еще больше денег.
Бизнес план агентства недвижимости: Офис
В плане офиса существует два пути:
- Аренда офиса. Тут достаточно будет вносить каждый месяц фиксированную плату примерно в 700$, имея для этого в фирме небольшой резервный фонд;
- Покупка офиса. Тут естественно придется раскошелиться на сумму около 33500$, но зато это может стать гарантом того, что из-за ежегодного роста цен на недвижимость в случае банкротства фирмы можно будет отбить часть средств продажей офисного помещения.
В целом к оформлению офиса нужно подойти серьезно, так как в нем будут вестись деловые встречи, переговоры, будут подписываться договора, а значит он должен быть оснащен 4-5 столами с компьютерами и стульями. Так же необходимо наличие телефона, дивана, отдельного столика для клиентов, необходимой канцелярии, кулера и т.д. Безусловно нет смысла покупать самые дорогие компьютеры и самые «крутые» столы, поэтому поищите места, где можно достать все эти вещи дешевле. Ориентировочные затраты на оборудование офиса составят сумму в 3500$.
Например, летом, когда мы были в Санкт-Петербурге, в офисе одного из агентств недвижимости, в нем очень стильно и изящно смотрелись вертикальные жалюзи. Они были выполнены из бамбука, что собственно уже само собой является предметом роскоши, да и заказывали их на ЛДстайл.ру. Ну и раз эта компания могла позволить себе иметь шикарный офис, мы воспользовались именно ее услугами, так что дизайном помещения нужно очаровывать клиента, а не вызывать у него ощущение, что он обратился в «шаражкину контору».
Я не стал детально расписывать стоимости каждого предмета по той причине, что это бесполезно, так как в нашей стране очень развит рынок поддержанных компьютеров, недорогой качественной мебели (IKEA, например, или AVITO.RU) и т.д. Самое главное — подойдите к процессу с точки зрения клиента так, чтобы придя к вам в офис ему не захотелось скорее покинуть его. Месторасположение офиса не должно находиться в удаленном от центральной части города районе.
Бизнес план агентства недвижимости: Привлечение клиентов
Как мы уже отмечали в первом разделе, основными клиентами являются физические или юридические лица, которые заинтересованы в аренде/сдачи/покупки/продажи недвижимости жилого или нежилого типа. Соответственно чтобы привлекать тех или иных клиентов, для начала нужно решить, какой вид услуг будет приоритетным в компании. Это может быть работа с нежилой недвижимостью, а может быть это будет небольшая фирма, специализирующаяся на аренде жилой недвижимости.
Сразу оговорюсь, что не обязательно специализироваться только на одной услуге, гораздо эффективней работать по нескольким направлениями, но качественно, чтобы не получались ситуации, когда клиент оставляет заявку на услугу, а риэлтор, просмотрев возможные варианты, понимает, что перспектив нет и забывает про этого потребителя, даже не перезванивая ему. Такое очень часто случается с недобросовестными агентствами недвижимости, которые видят выгоду только в работе с более крупными клиентами. Помните, что нельзя пренебрегать клиентами, с которых можно на данный момент взять небольшую комиссию, так как они вполне могут придти к вам в следующий раз с куда более крупным заказом или стать приверженцами вашего бренда.
Привлекать клиентов эффективно через Интернет, причем не только используя стандартные рычаги SEO-продвижения, но и продвижение через социальные сети, например, создав группу в контакте, посвященную своему городу, собрав в ней большую аудиторию, и рекламируя услуги своего агенства. В целом стоимость специалистов, которые могут обеспечить активное продвижение и создание грамотного сайта, может выйти в разную стоимость, но в среднем придется потратить сумму в 1000$ (этого хватит на быстрый и эффективный старт, включая первые места в поисковых системах по конкурентным запросам).
Так же можно дать объявление в газету (200$ в месяц), выложить свою рекламу на досках объявления как в Оффлайне, так и в Онлайне (AVITO.RU, например), клеить объявления на подъезды и столбы города, использовать методы рекламы на магнитах, а так же можно купить уже готовые базы клиентов у специальных фирм, которые специализируются на их создании (главное не попадитесь на мошенников, их сейчас куда больше). В целом дополнительные методы рекламы могут потребовать в среднем суммы в 500$, но пристальное внимание все же стоит уделить Интернету.
Бизнес план агентства недвижимости: Дополнительный доход
Надеюсь, что в целом суть того, как открыть риэлторскую контору, более менее стала ясна и поэтому я считаю, что в заключении нужно отметить перспективы дополнительного дохода. Это могут быть:
- Грузоперевозки;
- Услуга по комплексному переезду под ключ;
- Полное оформление юридических договоров;
- Юридические консультации;
- Услуга по переводу недвижимости из жилого в нежилой фонд;
- Согласование различных бюрократических моментов, например, перепланировки квартиры.
Подведя конечный итог того, как открыть риэлторскую фирму, можно сказать, что не существует какой-то конкретной суммы, с которой можно начинать этот бизнес, поскольку она варьируется в широком пределе от 2000$ до 40 000$ (в случае покупки офисного помещения). В целом деятельность таких фирм не подлежит лицензированию или сертифицированию, так что тут достаточно учредить юридическое лицо (чаще ООО) или индивидуального предпринимателя. Окупаемость средств, как правило, наступает примерно через 4-7 месяцев, в зависимости от первоначальных инвестиций и сегмента, в котором она будет работать.