Экономика Индии: приятный чайный бизнес
Открыть бизнес в Индии, стране с мягким климатом и совершенно особенным отношением к жизни – дело нелегкое, но прибыльное. Редкий турист уедет с Гоа или какого-нибудь другого курорта, не приобретя себе и родным знаменитого индийского чая. Это – хороший вариант для бизнеса за рубежом.
Магазин чая и кофе – отличный вариант бизнеса в Индии, стране, где чайные плантации так же распространены, как в России – пшеничные поля. Однако для того, чтобы вести бизнес в этой солнечной стране, нужно понимать ее специфику. «Indian tomorrow» –говорят об индийском бизнесе и работе с индусами вообще. Все, что должны и пообещали вам сделать индусы завтра, будет сделано через пару недель и не в лучшем виде. Здесь никто никуда не торопится, никто точно ничего не гарантирует. Иностранные бизнесмены придумали отличное определение для индусов: «Everything ispossible but nothing for sure» – «Все возможно, но это не точно». Тем не менее, экономика Индии – одна из наиболее динамично развивающихся в мире.
В Индии существует ряд наименований регистрируемых компаний, однако нас как предпринимателей интересует две: Project Office (разрешение на открытие выдается в Reserve Bank of India, делается под специальный проект) и Limited company (принцип нашего ООО, при этом компания может быть как открытого, так и закрытого типа).
Компании закрытого типа имеют требования к уставному капиталу (IR 100 000, или $2 000), компании открытого типа – $400 000.
Налоги, действующие в стране – для компаний типа Limited company 36,59%, филиалы иностранных компаний обязаны платить 41,82%.
Очевидно, что удобнее всего – форма Limited company, ее закрытый вариант. Ранее закон требовал присутствие двух местных жителей и одного иностранца при формировании компании иностранным поданным, сейчас законодательство существенно мягче и таких сложных манипуляций не требуется.
Стоит помнить (и проверять в документах), что учредителями могут быть и нерезиденты Индии, а зарегистрированный адрес должен находиться на территории Индии. Следовательно, компанию лучше создавать на паритетных началах с гражданином страны.
Виза
На первое время обычной туристической визы будет достаточно. Позже можно сделать бизнес-визу (это возможно, если вы организовали предприятие с местным жителем). Она будет стоить около $40 и рассчитана от полугода.
Регистрация компании
Для того, чтобы подготовить полный пакет документов, лучше обратиться в юридическую индийскую компанию. В функции посредника здесь будет входить формирование всего пакета документов для подачи в RBI, решение текущих вопросов. Документы должны быть написаны на английском языке и легализованы (сделать это можно еще в Москве в посольстве Индии). Компания-посредник забирает документы, формирует пакет и направляет их дальше. При том условии, что всеми бюрократическими вопросами внутри Индии занимается юрист, срок получения регистрационного свидетельства фирмы может занимать около 2-6 месяцев и обойдется от $4 000. Самостоятельная регистрация займет от 6 месяцев.
Интересные требования к названию компании в стране – оно должно содержать наименование деятельности, типа «Иван Петров Hotels» или «Петр Иванов Resorts».
Магазин
Итак, фирма зарегистрирована, документы и лицензия получены, можно открывать магазин. Для бизнеса по продаже чая и кофе идеально выбрать туристическое место – Гоа или Манали подойдут идеально.
Для простоты вопроса можно сделать легкую конструкцию на пляжной линии – однако стоить помнить, что законодательством в стране запрещено возведение фундаментальных конструкций на береговой линии. Интересно было бы найти помещение на туристической улице, брать его лучше в аренду.
Стартовая сумма – от $40 000, сюда войдет цена аренды на год, стоимость оборудования (лучше также брать в аренду), оплата персоналу.
При аренде помещения нужно помнить, что покупка чая – обычно незапланированный шаг, и грамотно спрогнозировать бюджет на первое время не получится. При себе постоянно нужно иметь документы и их копии – в стране очень развит уровень коррупции и, вполне возможно, к вам постоянно будут наведываться «гости при исполнении».
Ставку делаем на развесные сорта чая и натуральный кофе в зернах. Стоит отметить, что тот чай, который пьют местные жители (масала), мало подходит для европейцев, но адаптивных сортов много. В Индии развиты оптовые чайные рынки (Нью-Дели), сорт, который пользуется спросом у туристов, называется «Дарджилинг». Для одного небольшого магазина особых поставщиков искать нет смысла – стоит начать с небольших покупок в глобальных сетях супермаркетов, постепенно выходя на производителей напрямую.
Чтобы нарастить выручку, есть логика в продаже сопутствующих товаров для чаепития – в Индии этого в изобилии: чайники, чайные наборы, подарочные пакеты, вплоть до столовых приборов и любых чайных аксессуаров.
Сергей, участник форума Indostan, рекомендует не ориентироваться на большие магазины: «Хороший чай на развес можно купить в мелких магазинчиках в Южной Индии, достаточно спросить у моторикши или соседей. Много хороших точек есть в Катманду».
Хранить чай нужно в закрытых емкостях натурального происхождения (жестяные банки, стекло, тканевые мешочки) – запах чая будет визитной карточкой магазина.
Реклама
Понятно, что реклама всегда была и будет двигателем торговли.
Для продвижения магазина есть смысл в раздаче флаеров на улице (печать на обычном принтере, на английском языке), а, кроме того, яркая вывеска и указатели рядом будут привлекать внимание.
Упаковка чая тоже будет хорошей рекламой – согласитесь, упаковать дорогой чай в полиэтиленовый пакет – не самая лучшая идея. Сэкономить тут можно, сделав самостоятельный дизайн-проект.
Подчеркнем, что репутация магазина и мнение туристов в конце концов сделают свое дело, однако на быстрый поток покупателей не стоит рассчитывать – это страна, где никто и никуда не торопится.
Сотрудники
Как мы уже писали выше, главный девиз индийцев – никуда не спешить, поэтому иностранные предприниматели на работу, не требующую специальных навыков, стараются брать выходцев из Непала, которые отличаются большей степенью исполнительности. Оплата сотруднику в месяц – от $50. За работой персонала нужно тщательно следить.
И, главное – баланс расходов и доходов
Итак, в стартовую сумму входит $40 тыс. плюс расходы на юридическое сопровождение внутри страны ($4 000) плюс виза ($40).
При соблюдении бизнес-плана и при отсутствии глобальных расходов (стоить учесть, кстати, фактор риска – в стране стремительными темпами растут цены на недвижимость на фоне укрепления экономики Индии, поэтому арендовать ее лучше с четко прописанными условиями и ценами) окупаемость магазина составит 3-4 года, принимая во внимание, что туристический сезон в Индии – круглый год.