Хорошее дело ЧП не назовут
Стать частным предпринимателем, как выяснилось, не так уж и трудно, но бюрократические проволочки могут навсегда выбить начинающего бизнесмена из колеи. Стоит ли игра свеч?
Желание заниматься бизнесом отпадет еще во время ожиданий решений от администраций, инспекций, фондов. ЧП – это не только чрезвычайное происшествие. Так еще называют того, кто на свой страх и риск решил открыть собственное дело, т.е. частного предпринимателя. Стать им, как выяснилось, не так уж и трудно, но бюрократические проволочки могут навсегда выбить начинающего бизнесмена из колеи.
Курсы прошла, дебет с кредитом сошелся
Подписалась я на это дело совершенно случайно. Хотя, как говорят, случайность есть подтверждением закономерности, поэтому вполне возможно, что всякие подсознательные желания типа «хочу стать хозяином своей жизни» или «хватит работать на дядю» подтолкнули меня к такому шагу. Года полтора назад на волне реорганизации, которая была у меня на работе, я надумала поискать себе другое место. Ничего хорошего не подворачивалось, а решение какое-то надо было принимать. В общем, решила уйти. Для начала на биржу труда. Чем не вариант, прикинула я, и отдохну немного, и деньги, пусть небольшие, но все-таки будут. Так я и стала официально безработной.
В центре занятости узнала о том, что можно за счет государства чему-нибудь поучиться. Из всего предложенного приглянулись мне основы предпринимательской деятельности. Кроме бесплатного обучения, прошедшему этот курс светил еще один подарок – можно было претендовать на единоразовую выплату всего годового пособия по безработице. За вычетом уже выплаченной за три месяца суммы мой бонус доходил до 8 тыс. грн. Эту матпомощь трудно было назвать стартовым капиталом, поэтому к своим предпринимательским перспективам я относилась очень скептически. Привело меня на курсы банальное стремление получить деньги, а заодно и желание узнать, с чего такого интересного начинаются великие бизнес-проекты.
Оказалось, с бизнес-плана. Вернее, с идеи, которую надо в этом самом бизнес-плане проверить на жизнеспособность. С этой целью мне предстояло изучить рынок и выяснить, нужны такие услуги или нет, как много конкурентов, есть ли еще место для меня и т.д. Такие исследования, как оказалось, называются маркетинговыми. Но самое важное в любом бизнес-плане – это финансовая часть. Прежде чем открыть свое дело, человек должен хорошенько посчитать, сколько собственных денежек ему придется вкладывать, пока предпринимательская деятельность не начнет приносить доход. Как ни крути, а должен успешный бизнесмен уметь считать деньги – только эта мысль меня, филолога по образованию, заставляла усердно осваивать азы бухгалтерии. Было нелегко, но дебет с кредитом я все-таки свела, бизнес-план удачно защитила и вот так нежданно-негаданно получила путевку в новую предпринимательскую жизнь. Таким образом, я остановилась на идее создания агентства по найму персонала для дома.
Бланк один на всех, и тот неправильный
Никто не распахивал передо мной широких дверей – протиснуться в малый, а точнее в совсем малюсенький, бизнес я смогла, выстояв очередь в райадминистрации, где мне и выдали свидетельство частного предпринимателя. А где же фанфары, цветы и шампанское? Увы, этот торжественный для меня момент не был отмечен ничем особенным, кроме реплики парня из очереди. «Поздравляем с началом ... Желаем... и т.д.», – таким нехитрым напутствием от его имени и, похоже, от имени молчаливых регистраторш ознаменовалось мое вхождение в бизнес. Но спасибо большое и за это – не каждому удается услышать в свой адрес теплые слова в разных администрациях, инспекциях и фондах. А ходить в эти места и видеться с теми, кто несет там государственную службу, предпринимателям приходится частенько.
Самая большая проблема в этих заведениях – получение информации. Не знаю, как другие люди, но я, приходя в ту же администрацию или налоговую инспекцию, чувствовала себя эдакой Фросей Бурлаковой. Нет, там, конечно, можно при желании таблички с надписями на кабинетах найти. Встречаются и указатели, которые объясняют, что к такому-то инспектору идти, допустим, на второй этаж, а к другому – на третий. Есть даже стенды в превеликом множестве, на которых можно обнаружить почему-то все, что угодно, но вовсе не то, что тебе нужно. Вообще, у меня складывалось впечатление, что вся эта информационная политика организована людьми, у которых какая-то своя, совершенно непостижимая логика, а, возможно, и ее полное отсутствие. Почему так говорю, да потому, что ни стенды с кучей листочков на них, ни объявления, написанные по каким-то фантастическим правилам составления текстов и висящие в темном коридоре, не спасают посетителей от хождения по кабинетам и вопросов из серии «Что? Где? Когда?». Рассерженные инспекторы гонят этих посетителей в другие кабинеты, и в такой круговерти человек, который пришел за одной-единственной подписью, может барахтаться очень долго.
Помню, заполняли мы как-то всей очередью отчеты в одном заведении. По образцу, между прочим. Считали люди опытные, знающие (про себя уже молчу), а циферки-то никак не сходились. Потом, наконец, разобрались, что запятая в этом образце стояла неправильно.
Еще позабавила меня ситуация с разными бланками, которые нужно заполнить, чтоб пройти, например, ту же персонификацию в Пенсионном фонде. Мероприятие это, кстати, само по себе уже вещь любопытная: оказывается, предприниматель может платить все взносы, но если он не пройдет персонификацию по итогам года, то этот год в страховой стаж ему не засчитают. Почему так и где в этом смысл – над этим вопросом размышляла вся очередь, в которой я провела несколько часов, но никакого разумного объяснения мы, к сожалению, так и не нашли. А бланки, которые нужно заполнять, приходится раздобывать самому, где-то и как-то. Если посчастливится, то можно урвать один экземпляр в той инстанции, куда ты пришел, но вся беда в том, что заполнить нужно три таких бланка. Поэтому, высунув язык, мчится бедный ЧП по всей округе в поисках «ксерокса». И такое везде. Неужели у нас такая нищета в стране, что нельзя обеспечить необходимым количеством бланков госучреждения? Или хотя бы платный ксерокс поставить?
Закрыться – тоже цело дело
Получив первую скромную прибыль, я как законопослушный гражданин ее честно показала в декларации и честно заплатила все причитающиеся налоги. О чем потом, честно говоря, сильно пожалела: не сколько денег было жалко (хотя процент получился приличный), а больше времени, потраченного на эти хождения, которые, как вы понимаете, положительных эмоций не добавляли.
Без особого сожаления я решила распрощаться со своей бизнес-деятельностью, которая без офисного помещения не очень-то и процветала. Начались опять хождения, но к ним я уже была готова. Выбило меня из равновесия заявление инспектора в налоговой о том, что я должна заплатить штраф: журнала у меня какого-то там не было. А он, между прочим, был, но, как оказалось, немножко не такой.
Платить штраф, хоть и небольшой, совсем не хотелось. Создалось впечатление, что только ты всем должен, а тебе никто – ни показать, ни рассказать, ни объявление нужное повесить. Узнала от своих знакомых, что таких недостатков в моей работе проверяющие могут найти немало, а это грозит новыми штрафами. Эти же знакомые подсказали мне, что проще «закрыться» другим путем – носить три года «пустышки» (декларации без доходов), и деятельность таким образом прекращается автоматически, без проверок. Потом уже я узнала, что прибегают к такому способу закрытия многие ЧП, выбирая, как говорят, из двух зол меньшее.
P.S. Наверное, можно было бы сказать, что бизнес – это не мое и мне лучше заниматься чем-то другим. Но все-таки не дает покоя мысль, что не будь всей этой бюрократии, то у меня, да и у многих других с предпринимательской деятельностью все сложилось бы по-другому. И были бы мы бизнесменами, т.е. деловыми людьми, а никак не ЧП. Разницу чувствуете?