Как открыть ООО в 2015 году: пошаговая инструкция
Многие начинающие бизнесмены оформляют свое дело как ООО — общество с ограниченной ответственностью. Минимальный уставный капитал ООО составляет всего 10 000 руб., учредители отвечают по обязательствам не всем имуществом, а в пределах этой суммы, да и зарегистрировать ООО не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Как стать участником ООО
Обзавестись собственной компанией можно разными способами. Во-первых, купить готовую фирму — сейчас это не сложнее, чем зайти в магазин за продуктами. В интернете (и не только) есть множество компаний, которые продают зарегистрированные юрлица: выбираете, платите и получаете пакет документов. Преимущества — экономия сил и времени, минусы — дороговизна и риск купить «кота в мешке», то есть фирму с долгами или плохой историей.
Абстрактная российская фирма стоит около 50 000 — 70 000 руб. Цена варьируется в зависимости от региона, отрасли и даже названия. Компания с расчетным счетом, интернет-банком и подключенной отчетностью через интернет обойдется дороже, «голая» фирма — дешевле.
Другой способ — обратиться в компанию, которая занимается регистрацией фирм. Такие организации знают требования ИФНС, поэтому риск отказа в регистрации минимален. К тому же не придется тратить время и нервы в походах по инстанциям. Но за удобства придется заплатить.
Цена зависит от объема услуг: помощь в подготовке учредительных документов стоит 2000 — 4000 руб., а регистрация «под ключ» обойдется не меньше 10 000 рублей. Уточните, входит ли в стоимость госпошлина и оплата услуг нотариуса.
И, наконец, фирму можно зарегистрировать самостоятельно, сэкономив на услугах посредников. В этом случае придется разобраться в учредительных формальностях и пройти по инстанциям — не факт, что это будет просто, зато умение общаться с государственными органами наверняка пригодится в будущем. Если вы неправильно оформите документы, получите отказ в регистрации, потеряете госпошлину, да и время тоже будет потрачено зря.
Это самый экономичный вариант: придется потратить лишь 1000-1500 руб. на оплату услуг нотариуса и заплатить 4000 руб. в качестве пошлины за регистрацию.
Для тех, кто выбрал этот вариант, мы подготовили пошаговую инструкцию.
Что нужно сделать до регистрации
Еще до регистрации будущим собственникам бизнеса нужно решить ряд вопросов. Единственный учредитель думает над ними лично, а если учредителей несколько, придется созвать общее собрание и принять решение по каждому вопросу.
— Придумайте название фирмы
Название ООО должно быть на русском языке, допустимы иноязычные заимствования. Полное наименование, со словами «общество с ограниченной ответственностью», должно быть обязательно. Кроме него можно зарегистрировать сокращенное наименование — с аббревиатурой «ООО», а также полное и / или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках и на языках народов РФ.
— Подберите юридический адрес
Адрес можно купить, а можно снять помещение или зарегистрировать ООО на домашний адрес одного из учредителей. Закон не требует подтверждать наличие адреса, но обычно приходится это делать. Если вы арендуете помещение, возьмите у собственника или управляющей компании гарантийное письмо для налоговой. Если ООО регистрируется на домашний адрес, достаточно страницы с пропиской в паспорте собственника.
— Выберите виды деятельности
Коды видов экономической деятельности содержатся в общероссийском классификаторе ОК 029-2001. Выберите основной вид деятельности и, если нужно, дополнительные. В заявлении на регистрацию можно указать около 50 кодов, поэтому тем, кто собирается расширять сферу деятельности, стоит сразу указать коды про запас. Некоторым видам деятельности регламентирован повышенный профессиональный риск и увеличенные отчисления в ФСС, поэтому лучше не запасаться кодами, которые заведомо не будут использоваться.
— Определите размер уставного капитала
Минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей, но для организаций, которые планируют заниматься страхованием, кредитованием, торговлей алкоголем, планка выше — от 1 до 60 млн руб.
Если учредителей несколько, нужно выбрать такую сумму, чтобы при делении на число участников не возникло число с бесконечной дробной частью.
Уставный капитал в минимальном размере вносится только деньгами. Часть уставного капитала сверх этого можно внести имуществом, предварительно оценив его у независимого оценщика. До сентября 2014 года нужно было оценивать только имущество стоимостью больше 20 000 руб., сейчас оценивается все имущество.
— Выберите систему налогообложения
Обычно еще до регистрации учредители знают, какую систему налогообложения будут применять. Небольшой фирме стоит предпочесть специальный налоговый режим — УСН, ЕНВД или ЕСХН. Во-первых, они обычно более выгодны, чем общая система налогообложения, а во-вторых, разрешают вести учет упрощенно.
Если вы определились с налоговым режимом, приложите уведомление о переходе на него к комплекту учредительных документов. Если еще не решили, какая система налогообложения будет оптимальная для вашего ООО (или сомневаетесь, можно ли вам ее применять), подумайте над этим вопросом чуть позже. Налоговый кодекс разрешает подать заявление о переходе на спецрежим в течение 30 дней после даты, указанной в свидетельстве о регистрации.
Как оформить учредительные документы
Пакет документов, которые нужно подать на регистрацию, включает в себя:
— Устав ООО
Основной документ, регламентирующий деятельность фирмы. Содержит информацию о том, как компания будет открываться, закрываться, работать, взаимодействовать с учредителями.
— Решение о создании юридического лица (если учредитель один) / Протокол общего собрания учредителей (если учредителей несколько)
В этом документе фиксируются решения, о которых говорилось выше: утверждается наименование ООО, указывается его юридический адрес, определяется размер уставного капитала и способы его оплаты, утверждается устав и назначается руководитель. В протоколе также указывается лицо, ответственное за регистрацию ООО.
Решение о создании юридического лица распечатывается и подписывается в одном экземпляре, протокол собрания учредителей должен быть у каждого участника, плюс один экземпляр нужно предоставить налоговой, а еще один оставить в ООО.
Если учредителей несколько, можно заключить договор об учреждении ООО. Он описывает механизм создания ООО и не обязателен для регистрации. Но лучше уточнить это в налоговой.
— Акт оценки имущества, подписанный независимым экспертом
Нужен, только если часть уставного капитала вносится имуществом.
— Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001
Непростой в заполнении документ, ошибки в котором становятся наиболее частой причиной отказа в регистрации. В нем нужно заполнить только листы, которые относятся к регистрируемой фирме: если среди учредителей есть юрлица, на каждое из них заполняется лист А, если физлица — лист В, и так далее. Заявление подписывается учредителями и сшивается в присутствии нотариуса или в регистрирующем органе.
— Документы, удостоверяющие личность заявителей (оригиналы и копии паспортов)
— Уведомление о переходе на специальный режим налогообложения
Это делают те, кто уже знает, будет ли компания применять УСН, ЕНВД или ЕСХН.
Подготовка учредительных документов — дело непростое. Человеку без опыта может потребоваться много времени, чтобы освоить все тонкости, а одна небольшая ошибка может привести к отказу. Чтобы этого избежать, Контур.Бухгалтерия создала бесплатный мастер регистрации, который поможет подготовить комплект учредительных документов в несколько простых шагов.
Какие инстанции нужно пройти при регистрации ООО
1. Заверьте у нотариуса подпись на заявлении о регистрации
Если учредитель или учредители подают документы лично, их можно не заверять у нотариуса — это сделают в регистрирующем органе.
Если учредителей несколько, и они не собираются идти на подачу документов в полном составе, каждый из отсутствующих должен предварительно подписать заявление на регистрацию и заверить подпись у нотариуса. Можно посетить нотариуса вместе, а можно передавать друг другу заявление по очереди.
2. Заплатите госпошлину
Госпошлина за регистрацию ООО сейчас составляет 4000 руб. Дата в квитанции об уплате должна быть более поздней, чем дата подписания решения об учреждении ООО или протокола общего собрания.
Если строго следовать букве закона, то госпошлину платят все учредители в равных долях. На практике это обычно делает учредитель, ответственный за регистрацию. Лучше уточнить в своем регистрирующем органе, не будет ли это причиной отказа в регистрации. Можно сразу заплатить пошлину в 200 руб. за заверенную копию устава.
3. Подайте документы в ИФНС или МФЦ
На регистрации должны присутствовать все учредители, не заверившие у нотариуса подпись на заявлении о регистрации.
Готово!
Если у регистрирующего органа нет замечаний, через 5 дней после подачи документов будут готовы документы нового ООО:
— свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН),
— свидетельство о постановке на налоговый учет,
— выписка из ЕГРЮЛ,
— устав с отметкой о регистрации.
После регистрации новой фирме предстоит масса дел: открыть расчетный счет, трудоустроить работников и отчитаться о среднесписочной численности, заказать печать, если нужно. Если деятельность, которую ведет фирма, предполагает получение лицензии или использование кассового аппарата, нужно решить эти вопросы. В течение 4-х месяцев после регистрации нужно полностью внести уставный капитал.
Важная задача руководителя нового ООО — организовать бухгалтерский учет. Можно нанять штатного бухгалтера или отдать бухгалтерию на аутсорсинг. И в том и в другом случае легко вести учет, удобно считать зарплату, налоги и взносы, готовить и отправлять отчетность в ПФР, ФСС и ФНС.