Как зарабатывать на сезонном бизнесе круглый год
Лето подходит к концу, и горячая пора для многих заканчивается. «Несезон» – не повод складывать руки и жить на летнюю выручку оставшиеся месяцы. Мы выяснили, как российские компании с сезонным бизнесом зарабатывают круглый год, и делится формулой выживания.
Не бойтесь расширять ассортимент
Если продажи одного продукта не приносят денег круглый год, то нет смысла и дальше держаться моноконцепции. Сопутствующие товары и услуги помогут генерировать прибыль вне зависимости от времени года. Не обязательно цепляться за основной продукт, лучше ориентироваться на потребности клиентов – если эти люди заходят к вам за дешёвой едой, может быть, им понравится возможность оплатить кредит в вашем магазине.
В сети медовых лавок Fermer365.ru в 2014 году торговали только мёдом и продуктами пчеловодства, но летом заметили резкое падение спроса. Если зимой мёд покупают для поддержания иммунитета, то, когда жарко, его легко заменить фруктами, овощами и другими сезонными продуктами. В Fermer365.ru сделали ставку на продукцию на основе мёда – соусы, кремы, масла. Но на этом не остановились и стали предлагать покупателям товары для здоровья и фермерскую продукцию, из-за которой и падал спрос на мёд.
Сейчас мёд и продукты пчеловодства занимают всего 20% от ассортимента, остальное – фермерские продукты, травяные чаи и сборы, варенье, специи, орехи, сухофрукты, напитки. Именно на напитках Fermer365.ru делает акцент летом. Хорошо идут квас, медовуха, сбитень, лимонады. «Небольшая доля напитков – 5% в общей структуре ассортимента – приносит нам до 40% выручки в летний период. При этом мёд, продукты пчеловодства и медовые муссы приносят нам до 60% среднегодовой выручки, которая за последний год выросла на 35%», – рассказывает о результатах изменения политики продаж управляющий Fermer365.ru Евгений Трифонов.
Не стоит бояться совершенно нетипичных для конкретного бизнеса услуг. В сети «Обувь России» на линейки сопутствующих товаров приходится около 25% розничных продаж, но в компании не хотят останавливаться на постельном белье и одеялах. Сейчас сеть тестирует новый сервис по приёму платежей на кассе – за интернет, кабельное телевидение, кредиты банков и другие услуги. По прогнозам, он может дать дополнительный доход в размере до 10% от оборота торговой точки.
Ищите новую аудиторию за границей и в B2B
Не все клиенты ведут себя одинаково: когда сезон меняется, надо найти, кому ваш продукт пригодится именно сейчас. Самый очевидный вариант – выход на зарубежные рынки. В 2012 году компания KiwiTaxi появилась как сервис по заказу отпускных трансферов в России. Но путешествовать по стране отправляются в основном летом, поэтому осенью, зимой и весной продажи падали. В 2013 году KiwiTaxi стал добавлять новые европейские и азиатские страны, также стал работать в США. Спустя год стало понятно, что ориентироваться лучше не только на россиян. Проект вышел на иностранный рынок и сейчас имеет 15 доменов в других странах. «Компания вышла на круглогодичную прибыль, и уже нет необходимости откладывать средства летом, чтобы пережить зиму», – объясняет контент-маркетолог KiwiTaxi Полина Гладыш. Раньше KiwiTaxi приходилось содержать команду весь год на летнюю прибыль, а на улучшения системы брать займы, но сейчас сезонный бизнес превратился в круглогодичный.
Если выход на новые рынки слишком затратен, стоит приглядеться к сегменту B2B. Сеть медовых лавок Fermer365.ru занялась поиском новых каналов сбыта после расширения ассортимента и в 2015 году стала поставлять сырьё для кулинарий, массажных салонов, бань, салонов красоты. Сейчас у Fermer365.ru около 60 партнёров, позволяющих не зависеть от спроса розничных покупателей в летний сезон.
В B2B могут пригодиться не только товары, но и услуги. На пешеходные экскурсии компании «Экскурс-бюро №1» мало кто рискнёт записываться без гарантии тёплой и солнечной погоды. Как такому бизнесу не простаивать осенью, зимой и в дожди? Выход нашёлся в корпоративных заказах – зимой сотрудникам компаний предлагают погулять один час с согревающим глинтвейном, и желающие находятся даже в –20. Также в несезон «Экскурс-бюро №1» активно сотрудничает с отелями и хостелами. «Вспомните себя в чужой стране, вам всё равно на дождь и холод, если у вас есть пару дней – вы идёте гулять! Поэтому иностранные туристы закаляют наших гидов-сотрудников, которые работают весь год», – говорит совладелец «Экскурс-бюро №1» Юлия Абрамова.
Меняйте восприятие продукта
Иногда продукт не покупают просто потому, что он не позиционируется как круглогодичный. «Трансфер – это не просто такси аэропорт – отель – аэропорт. Люди активно ездят за границу не только в отпуск, но и в командировки, к друзьям, в длительные самостоятельные путешествия. Эти поездки не привязаны к сезону. Поэтому надо было объяснить это потенциальным клиентам», – вспоминает Полина Гладыш. В рамках смены позиционирования KiwiTaxi нарастил автопарк, разделив машины на авто бизнес-класса, премиум-класса, групповые трансферы, а также провёл работу с блогерами. Для этого была внедрена партнёрская программа – блогеры рекомендовали путешествия в несезон или рассказывали, как трансфер можно использовать не только на курортах (за это они получали 50% от комиссии с каждого заказа).
Работайте с клиентской базой
Бизнесу с сезонными всплесками продаж на небольшой период нужно грамотно работать с аудиторией – обычно это компании, товары которых часто покупают в качестве подарков на праздники. Эксперт по продажам в ювелирном ритейле России и стран СНГ Артур Салякаев советует работать с каждым клиентом индивидуально и узнавать значимые для него даты. Например, 42% годовой выручки в ювелирном ритейле делается за одну неделю (28–31 декабря и 6–8 марта), но, если вы узнаете дни рождения или годовщины своих клиентов и их родственников, сможете предлагать им подарки круглый год. «Максимальную конверсию в покупки показывают звонки клиентам – около 7–13%. Рекордных показателей получается добиться, когда мы делаем акцент на повторную покупку. Например, клиент купил кольцо 14 сентября и указал в анкете, что это подарок на день рождения. Через год менеджер звонит и предлагает купить к кольцу серьги на особых условиях», – объясняет Салякаев. Такой рецепт подойдёт для всех бизнесов, продажи которых зависят от праздников.
Также в межсезонье можно продвигать товары для разных групп – в один месяц для молодёжи, в другой для молодожёнов и т. д. Адресные предложения работают лучше.
И наконец, если вашу услугу можно подарить, это хороший способ оставаться на плаву в несезон – внедрите сертификаты, которыми можно пользоваться круглый год. «Мы зарабатываем в несезонное для пеших прогулок время продажей подарочных карт Москва в подарок. Их покупают на Новый год, 8 Марта и 23 Февраля, а также на дни рождения, юбилеи и просто в качестве романтичного подарка. Карты действуют весь год, и гуляют по ним в основном летом, но прибыль с них мы получаем круглогодично», – рассказывает совладелец «Экскурс-бюро №1» Марта Агеева.
Используйте несезонное время для второстепенных задач
Обычно в бизнесе приходится заниматься всем и сразу: и продавать, и искать новых партнёров, и заниматься продвижением, и изобретать оригинальные способы привлечения клиентов. Всё это требует большого штата или ненормированного рабочего графика, если у вас стартап. Но в сезонном бизнесе можно справиться со всем небольшой командой, если грамотно распределить задачи по временам года.
«Холода – самое время заняться тем, до чего летом не доходят руки», – считает гендиректор сети веломагазинов «Велодрайв» Кирилл Остапенко. Для продажи велосипедов активный сезон – лето, поэтому зимой в компании планируют рекламные кампании, прорабатывают предзаказы, оформляют каталоги и развивают интернет-направление. Сеть развивается по франшизе и использует осень для переговоров с потенциальными партнёрами. С декабря по март открываются новые магазины и одновременно идёт подготовка к новому сезону: надо заполнить склад популярными моделями, освободить полки для новых товаров, нанять дополнительных сотрудников для сборки велосипедов. «В общем, и зимой, и летом скучать не приходится. Активная работа проводится круглогодично, просто её направление меняется в зависимости от времени года», – объясняет Остапенко.
Перестройте работу в сезон
Надо подготовиться к активным продажам, чтобы получить от сезона максимум – естественный спрос не поможет прожить на полученную прибыль весь год, если не отработать его на полную. Цветочная компания «Флорист.ру» получает в феврале и марте треть годовой выручки и рекомендует не просто напрячься, а перестроить все внутренние процессы. «Уже сейчас, в августе, мы обзваниваем и приглашаем на дополнительное обучение всех флористов, которые планируют проходить с нами высокий сезон 2016 года. Конкуренция на рынке в этот период серьёзная, и мы не можем платить выше, поэтому договариваемся о сотрудничестве сейчас», – объясняет руководитель пресс-службы Талия Ахметова. На период высокого спроса «Флорист.ру» вырастает в девять раз за счёт временных сотрудников.
Но это не панацея – задачи постоянных сотрудников также надо перераспределить. В цветочной компании финансовая служба превращается в логистов и администраторов салонов, а IT-отдел за несколько месяцев до пика прекращает разрабатывать улучшения системы и сосредотачивается на системном администрировании и устранении ошибок.
Комбинируйте методы
Не выбирайте один способ для выживания в несезонное время – большинство опрошенных компаний совмещают разные методы, чтобы не уходить в минус. Если расширить ассортимент, но забыть о новой аудитории, запаса прочности может не хватить на весь год. Но не надо строить иллюзий по выходу из сезонной кабалы: если кинете силы на несезонное время, но не подготовитесь к горячему периоду заблаговременно, то упустите выгоду.
Автор: Виктория Чарочкина