Как зарегистрировать ИП? (2016 г.)
Довольно часто, начиная свое дело, коммерсанты прибегают к такой форме организации бизнеса как ИП, исходя из простоты получения самого статуса индивидуального предпринимателя, отсутствия кассовой дисциплины и упрощенного бухгалтерского учета. Также весомым аргументом в пользу приобретения статуса ИП является то, что размеры административных штрафов за одни и те же правонарушения для ИП значительно меньше, чем для юридических лиц.
Вместе с тем, индивидуальный предпрниматель ограничен в осуществлении некоторых видов деятельности (например, производство и продажа алкогольной продукции) и несет ответствнность по обязательствам всем своим имуществом, что является несомненным минусом данной формы осуществления предпринимательской деятельности.
Процедура регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон). Глава VII.1 Закона устанавливает перечень необходимых документов и порядок их подачи в налоговый орган для государственной регистрации.
Так, для получения статуса индивидуального предпринимателя необходимо:
- Сформировать пакет необходимых документов;
- Оплатить государственную пошлину за регистрацию физического лица в качестве ИП в размере 800 рублей;
- Представить документы в ваш регистрирующий орган.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
1. Формирование пакета документов
По общему правилу, для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходимо сформировать следующий пакет документов:
• Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года.
• В заявлении указываются сведения о физическом лице, приобретающем статус индивидуального предпринимателя, а также виды предпринимательсткой деятельности по соответствующему Общероссийскому классификатору. Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально, за исключением случая личного представления документов в регистрирующий орган.
• Копия основного документа, удостоверяющего личность. Для гражданина Россйиской Федерации таким документом является паспорт гражданина РФ. Лицо без гражданства или иностранный гражданин представляют копию документа, предусмотренного законодательством Российский Федерации или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность (например, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание или вид на жительство).
• По общему правилу, копия основного документа, удостоверяющего личность, должна быть заверена нотариусом. Исключение составляет случай личной подачи документов заявителем.
• Квитанция об оплате государственной пошлины. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российский Федерации государственная пошлина за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 800 рублей. Чтобы избежать ошибок при заполнении платежного поручения, советуем воспользоваться сервисом «Уплата госпошлины» на официальном сайте Федеральной налоговой службы, с помощью которого можно сформировать платежный документ и заплатить государственную пошлину.
2. Направление документов в налоговый орган
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в специально уполномоченном на регистрацию предпринимателей налоговом органе по месту его жительства, то есть по месту регистрации, указанному в паспорте, либо по месту его пребывания (ч. 3 ст. 8 Закона).
Для определения регистрирующего органа Вы можете обратиться к сервису «Адрес и платежные реквизиты налоговой инспекции» на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган несколькими способами:
- направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
- поданы непосредственно в регистрирующий орган;
- поданы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
- направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, документы могут быть поданы непосредственно заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности.
При подаче документов заявителю или его представителю в налоговой инспекции выдают расписку в получении документов. Для удобства налогоплательщиков на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ доступен сервис «Онлайн запись на прием в инспекцию». Запись на прием через данный сервис позволяет избежать потери времени в очередях и дает гарантию приема в течение получаса от установленного времени.
Срок государственной регистрации и получение документов
Срок государственной регистрации индивидуального предпринимателя составляет 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 8 Закона).
Если требования к оформлению и содержанию поданных документов соблюдены, то по истечении данного срока в налоговом органе заявителю или его представителю по доверенности выдают свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), свидетельство о постановке на налоговый учет и лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
После получения документов из налогового органа индивидуальному предпринимателю остается открыть расчетный счет в банке и определиться с режимом налогообложения. При этом важно помнить, что если Вы хотите находиться на упрощенной системе налогообложения, то с момента государственной регистрации у Вас есть 30 календарных дней для подачи соответствующего уведомления.
Автор: Екатерина Скорнякова