Предпринимательская рутина- это принятие решений. О пользе мышления
Это макроуровень, если опуститься на микроуровень и посмотреть на повседневную предпринимательскую рутину, то видно, что видно, что предприниматель постоянно изо дня в день занимается одним и тем же. И в зависимости от того, насколько успешно предприниматель справляется со своими повседневными обязанностями и будет зависеть насколько будет успешно воплощен спроектированный образ будущего.
Предпринимательская рутина - это принятие решений.
Изо дня в день с постоянством, достойным восхищения, предприниматель только и делает, что принимает решения. С кем сотрудничать, кого уволить, какой продукт выпустить, как разрулить конфликт, где провести корпоративную вечеринку и что делать с налогами - по всем этим вопросам и ещё миллиону других, постоянно принимаются решения. Собственно, сотрудники всегда обращаются к руководителю только затем, чтобы он принял то или иное решение. И даже, если решение не принимается - это тоже решение
От того, насколько качественно принимаются решения зависит судьба проекта, компании и широкого круга людей, связанных с вашим бизнесом. Потому, что ни один бизнес не может быть успешным, если не принимается какого-то количества правильных решений. Если посмотреть на ведение дел очень грубо, то чтобы преуспевать надо принимать хотя бы 51% правильных решений, в противном случае ваш бизнес обречен.
Исходя из цифр, которые уже набили оскомину, что в первые годы разоряется 80% фирм, а 90% товаров и услуг уходят с рынка в первый год, то очевидно какого качества решения принимаются изо дня в день в миллионах компаний по всему миру.
Вот о том, как принимаются решения мы сегодня и поговорим.
Мне известно три способа принятия решения:
- интуитивный
- когда решения принимаются без четких логических оснований.
- логический
- здесь решения - это результат размышления и четкой причинно-следственной связи.
- как попало
- здесь нет логических рассуждений и нет никакого подключения интуиции, решения принимаются на основании мыслей, которые случайно забрели в голову в ответственный момент.
Судя по результатам ведения бизнеса, самым популярным, и я бы даже сказал модным, является подход Как Попало.
Его легко спутать с Интуитивным подходом, поскольку в обоих случаях мышление как таковое отсутствует: есть проблема - есть решение, а логической цепи нет. И многие предприниматели тешат себя иллюзией, что их подход интуитивный. Сейчас у вас есть возможность посмотреть в глаза фактам, надеюсь они вас не разочаруют.
Принятие решений всегда оценивается с точки зрения результата и, если результат оправдал ожидания, значит решение было правильным, если нет - то нет. Самый простой тест на то, каким подходом вы пользуетесь Интуитивным или Как Попало можно сделать с помощь колоды карт, когда вы угадываете всего навсего цвет карты, лежащей перед вами рубашкой вверх. Если из 36 карт вы угадали хотя бы 19, то ваш подход к принятию решений можно назвать Интуитивным, ну а если меньше ...
Проблема обозначена - как же её решать?
Для начала надо перейти с уровня Как Попало, на уровень Логического мышления, ну а потом уже и об Интуитивном можно подумать. Почему так, потому, что перепрыгнуть тяжело, если вообще возможно. Кроме того, логическое мышление, как-то связано с интуитивными решениями. Юрий Мороз автор лучшей школы по перековке наёмных рабочих в предприниматели говорит так:"я размышляю и мысли идут последовательно, одна за другой, а сильное решение оно перпендикулярно основному потоку" - цитата не дословная, но суть я передал.
Так вот, интуитивные решения - это сильные решения, потому что интуиция учитывает множество дополнительных факторов, которые игнорируются мышлением и сознанием, но самый простой способ подключать интуицию - это все-таки научится размышлять, думать над проблемой, ситуацией - логически искать выход из сложившегося положения. А там уже и до перпендикулярного решения недалеко
Факты и причинно-следственная связь - это основа Логического мышления. И самое время рассказать о второй маске, которую любит надевать мышление Как Попало, когда мимикриует под Логическое. Условно это можно назвать - ложная обоснованность, ложная причинно-следственная связь и ложная экспертность.
Лучше всего это иллюстрировать на типичной ситуации, например, разработка плана рекламной кампании. План рекламной компании - это точный индикатор на каком уровне принимаются решения в компании. Берем типичный пункт, который встречается почти всегда при рекламе товаров массового спроса. "Радиостанция "Эхо Планеты" 8 прокатов в день, в течение двух недель".
Посмотрели на пункт, а теперь давайте задавать вопросы, чтобы понять, было ли здесь мышление вообще и не маскируется ли здесь подход Как Попало.
- Почему вы решили размещаться на этой радиостанции?
- Потому, что у этой радиостанции самый высокий рейтинг.
- Откуда вам известно, что у этой радиостанции самый высокий рейтинг?
- Нам показали цифры всемирного опроса общественного мнения и они там лидеры - первое место.
- А, где вам показали эти цифры?
- В рекламном отделе радиостанции.
Занавес.
В Томске, где я живу, примерно 13 радиостанций и, если прийти в их рекламные отделы, то, как минимум в 3-5 пяти вам покажут какие-то данные, где они занимают первое место, а в остальных рекламных отделах данных не покажут, но сошлются на очень солидные всероссийские медиа-исследовательские агентства, которые проводили исследования и "по их данным у нас первое, ну максимум второе место, но, к сожалению, этих данных сейчас под рукой нет, потому что... " далее, идет набор стандартных отговорок.
Налицо мышление основанное на ложной обоснованности. Потому, что факты, на основе которых принимаются решения должны исходить из независимых источников. Если же факт исходит со стороны заинтересованного лица, то к нему стоит относится очень внимательно и перепроверить его.
На похожем примере можно рассмотреть и ложную причинно-следственную связь.
- Почему вы решили размещаться на этой радиостанции?
-Потому, что у этой радиостанции самый высокий рейтинг.
- Ну и что, что у этой радиостанции самый высокий рейтинг?
- Её слушают все.
- А вам нужны все люди или только те, кому нужны пылесосы (страховки, высшее образование, велотренажеры, комбайны)?
- Только эти, которым нужны ...
- А, зачем тогда платить за донесение информации тем, которым это нафиг не надо? Деньги, что ли, лишние?
- Не придумали, как достать покупателей по-другому.
- А засчет чего люди обратят внимание на ваш ролик, а не на ролики ваших конкурентов, которые катаются на этой же радиостанции?
А в ответ тишина.
Формально причинно-следственная связь здесь присутсвует, вот только результат по факту может никак не соотносится с тем, что планировалось всамом начале. Причинно-следственная связь должна напрямую увязываться с желаемым результатом. И плясать при построении логической цепи надо от желаемого результата, а не от набора шаблонных способов его достижения, эффективность которых ещё и вилами на воде писана.
Ну, и последняя маска подхода Как Попало - это ложная экспертность.
- Мы решили сделать почтовую доставку листовок директорам фирм
- А,почему вы решили, что именно она идеальный инструмент в вашей ситуации?
- А я посоветовался с сыном (приятелями, женой) и они сказали, что этот способ самый верный
- А ваш сын, наверно, владелец преуспевающего бизнеса?
- Нет, студент он, на первом курсе учится.
Аплодисменты
Разумеется, когда не хватает фактов, то приходится обращаться к экспертам, а поскольку фактов не хватает всегда, то к экспертам мы обращаемся сплошь и рядом. Но надо помнить, что эксперт должен обладать реальными достижениями в той области, которая вас интересует. Кстати, большинство рекламных агентов (в рекламных агентствах) не являются экспертами в размещении рекламных средств и отдача с их советов крайне низка. Как только появляется толковая "звезда", которая грамотно советует размещать рекламные средства, её тут же выкупают рекламодатели и берут в штат.
Ну и достаточно на сегодня, подведу краткий итог.
Успех бизнеса напрямую связан с качеством принимаемых решений. Принимать решения можно с помощью интуиции, логического мышления или как попало. Подавляющее большинство руководителей - это фанаты третьего подхода. Если же вы хотите избежать печальной участи 80% компаний, разоряющихся в первые годы, то надо переходить на уровень мышления, а затем запрыгивать и на интуитивный уровень.
Мышление характеризуется обоснованностью - опорой на факты, наличием причинно-следственной связи, привязанной к желаемому результату и доверием экспертам, которые на практике доказали свою компетентность.