Открытие мастерской по ремонту обуви. Детали, оценка затрат
Обувь — вещь уязвимая и недолговечная. Для одних это каждый раз неприятное открытие, для других — способ заработать. Конечно, высокозатратный старт при запуске мастерских по ремонту обуви может отпугнуть новичков. Однако это обстоятельство смягчается потенциалом рынка: его перспективная емкость оценивается экспертами в 350-400 миллионов долларов в год.
По оценкам маркетинговых агентств ABARUS и DISCOVERY Research Group, объем отечественного обувного рынка в прошлом году составил около 250–270 миллионов пар. При этом он довольно стабильно растет — в среднем на 6–8% в год.
Однако каждая десятая пара требует ремонта уже в первом сезоне, а каждая тридцатая, выполненная из дорогих материалов, — сложного ухода с использованием профессиональных средств. А это значит, что и у сапожников дел прибавляется. Потенциальную емкость рынка ремонта обуви эксперты оценивают в 350–400 миллионов долларов в год. Правда, потребители еще не осознали, что их обуви необходим хороший уход и своевременный ремонт, но процесс уже пошел. Как рассказывают владельцы мастерских, иногда поступают вполне солидные заказы: клиенты приносят по 10 пар дорогой обуви. Так что распространенное мнение о том, будто люди состоятельные обувь не чинят, а выбрасывают, ничего общего с реальной жизнью не имеет.
— Выбрасывают тапки из дисконтных магазинов, купленные за 300 рублей на распродаже, — говорит владелец мастерской «Сафьян» Григорий Брудко. — Люди зажиточные не только любят дорогую обувь, но и относятся к ней бережно: гораздо разумнее заменить сломанный каблук на сапогах стоимостью 400 долларов, чем покупать новую пару.
Однако большинство клиентов ремонтных мастерских — все-таки представители среднего класса, отмечает он. Пенсионеры заходят редко, чаще всего — для того, чтобы «обналичить» льготные талоны, которые получают от служб социальной защиты. Мастерские, как правило, ежемесячно направляют определенное количество таких вот карточек, предоставляющих 50%-ю скидку, в органы соцзащиты. С одной стороны, помощь, с другой — какой-никакой, а тоже способ привлечения клиентов.
«Холодные сапожники»
А все-таки кто же чинит обувь малообеспеченным людям?
— Сейчас обе столицы заполонили толпы кустарей с Кавказа, которые предлагают дешевый ремонт обуви с применением самых низкокачественных материалов, — сетует Григорий Брудко. — Они обходятся минимумом инструментов, а их работа недолговечна.
По словам мастера, сейчас небольшой станок для самых простых действий сапожника можно купить за 19 тысяч рублей. Располагаются такие сапожники просто на улице, а в последнее время — в стеклянных будочках, где чинят обувь практически «на коленке».
— Раньше их называли «холодными сапожниками», — вспоминает Григорий, потомственный сапожник в третьем поколении. Еще Гиляровский хвалил работу этих ремесленников («чинили обувь скоро, дешево и хорошо»). Но, видимо, те времена прошли, и после революции словосочетание «холодный сапожник» произносили уже с иронической интонацией — мастер третьего сорта. Еще долго «холодными сапожниками» именовали людей, относящихся к делу без души, без огонька, пока само выражение не исчезло на время из нашей речи вместе с самими уличными сапожниками. Сейчас, похоже, их опять ожидает второе «ушествие»: неизбежно с подъемом уровня жизни (и с введением в частую практику распродаж) чинить за копейки будет невыгодно. А дорогую обувь в такие руки не отдадут — ищи-свищи потом заветную пару!
Так, стоимость ремонта редко опускается ниже 300 рублей, а эта сумма сопоставима с ценой новой пары обуви на сезонной распродаже. «Сеть «Ж» в последние дни своей агонии снабдит многих малоимущих москвичей запасом неремонтируемых «расходников», — говорит Андрей Красноусов, владелец мастерской в СВАО Москвы, которая находится на бойком месте между торговым центром и станцией метро «Бабушкинская». — На сезон их хватает — и ладно!». Между тем за малообеспеченными клиентами никто и не гонится — напротив, многие мастерские постепенно сворачивают ремонт недорогой обуви.
Вот почему теперь на рынке, видимо, будет приживаться другой формат — пункты по приему обуви в ремонт с последующей доставкой в крупную мастерскую. Создание подобной системы сейчас активно лоббируется мэрией Екатеринбурга. Еще один относительно свежий формат — VIP-ремонт. Так, в эту нишу устремился глава московской компании «Топ топ шуз» Сергей Илларионов. Вложив только в оборудование около 200 тысяч долларов на начальном этапе, компания открыла сеть приемных пунктов в престижных торговых и деловых центрах. Ее клиенты носят обувь стоимостью от 500 долларов, а на ее ремонт тратят несколько тысяч рублей. Но с момента создания компании прошло уже почти три года, а VIP-заказы так и не обеспечили окупаемость.
— Это другая крайность, — комментирует решение коллеги по цеху Андрей Красноусов. — На сегодняшний день он просто не найдет такое количество состоятельных людей, желающих починить обувь, чтобы доходы от их заказов смогли оправдать не только дорогие материалы и станки, работу хороших мастеров и качественные запчасти к обуви, но и непомерные арендные ставки.
Так что самым удачным форматом является хорошо забытый старый — пара комнат в цокольном этаже жилого дома, желательно хотя бы на второй линии домов. Хорошо, если удастся найти старую мастерскую, которую можно привести в божеский вид и начать работу. Именно к таким мастерским относится «Сафьян», с него-то мы и «нарисуем» бизнес-план.
Ремонт обуви в деталях…
Лицензии и разрешения — не нужны.
Срок окупаемости — 3 года.
Рентабельность — 15%.
Стартовые инвестиции (первый год) — без учета стоимости аренды помещения — от 100 тысяч долларов.
В том числе:
• Ремонт — 5 тысяч долларов
• Оборудование — 60 тысяч
• Расходные материалы — 5 тысяч
• Коммунальные расходы и электричество — 1 000 долларов
• Продвижение (сайт, реклама) — 500 долларов
• Зарплата персонала (приемщица и два мастера) — от 20 тысяч долларов. Размер зарплаты зависит от выработки и складывается из процентов, которые работник получает с каждого заказа.
Второй год — расходы от 25 тысяч долларов (коммунальные расходы + зарплата + продвижение).
Третий год — расходы от 25 тысяч долларов.
Окупаемость — при условии увеличения потока от 5-6 до 30 пар обуви в день рентабельность в течение указанного срока растет с 6% до 15-18%.
Прибыль — по итогам третьего года от 35 тысяч долларов в год.
Станки и прочие расходы
Несмотря на то, что его дед и отец были сапожниками, сам Григорий Брудко продолжать династию не собирался. Попробовал себя в «органах», но потом понял, что это не его призвание, и изучил сапожное ремесло. Как раз тогда распался Советский Союз, а в 1992 году — и система службы быта. Григорий вовремя сориентировался и приватизировал мастерскую, в которой работал. Ему удалось выкупить оборудование по остаточной стоимости. Чтобы приобрести помещение площадью около 100 квадратных метров, пришлось залезть в долги. Зато теперь у него мастерская в центре Москвы, на улице Правды.
— Сейчас я бы уже не смог стартовать при таких условиях, — рассуждает Григорий. — Впрочем, можно подсчитать, в какую примерно сумму выльется стартап. Основные затраты — это приобретение оборудования и аренда помещения. Комплект подержанных российских станков обойдется предпринимателю как минимум в 10 тысяч долларов, европейских — примерно в 60 тысяч долларов. При прямых поставках с завода импортное оборудование будет стоить около 80 тысяч долларов.
Помимо станков, потребуются расходные материалы для ремонта — набойки, накладки, каблуки, клеи, кожа. От их качества зависит и закупочная стоимость. Если ориентироваться на клиентов хотя бы из среднего класса, придется позаботиться о том, чтобы уровень используемых при ремонте материалов случайно не подпортил имидж мастерской. Хорошие наклейки-профилактика стоят 400-500 рублей пара, набойки — 200-250 рублей. При этом, чтобы не потерять клиента, мастерским приходится создавать целый банк «запчастей» — люди приносят в ремонт самые разнообразные модели обуви. В том же «Сафьяне» только набоек насчитывается 40 видов.
Следующая статья расходов — аренда помещения. Конечно, можно устроиться и в будочке, но…
— Тогда придется распрощаться с мыслью о том, чтобы заполучить «дорогих» клиентов, — говорит Григорий. — Вы сдали бы в такую «времянку» сапоги за 800 долларов? Да и оборудование там не разместишь — слишком мало места. Минимальная площадь для развертывания этого бизнеса — 30 квадратных метров. Прибавьте к стоимости аренды помещения затраты на его ремонт, расходы на коммунальные услуги и электричество (станки съедают немало электроэнергии)… Так что, если бы мне пришлось стартовать сейчас, то я бы начинал с суммы в 200 тысяч долларов.
«Фишки» бывалых
Еще не так давно ремонт обуви не пользовался серьезным спросом. А сейчас в Москве только занесенных в городской телефонный справочник мастерских по ремонту обуви насчитывается около 500. И это неполный список — мелкие заведения туда попросту не вошли. Спрос рождает предложение. «Этот рынок растет стремительно, — рассказывает заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Лариса Коржнева. — Городские власти заинтересованы в развитии сферы бытовых услуг, и потому всячески поддерживают мастерские, работающие на качественно новом уровне. И, несмотря на жалобы на конкуренцию, перспективы у «сапожников» есть — число сдаваемых ежедневно пар теоретически может вырасти как минимум вдвое. Сейчас средняя мастерская принимает по 20–30 заказов в день».
Хотя, конечно, начинать всегда сложно — хотя бы еще и потому, что первое время количество клиентов будет явно ограничено. Показателен опыт одной мастерской, обосновавшейся в элитном доме. «Мы охотно предоставили площадь для этого бизнеса, — говорит менеджер управляющей компании «Траст Эстейт» Лолита Раснер. — Выделили под мастерскую большую и светлую комнату, арендная плата была не так уж велика — всего 1 500 рублей за квадратный метр в месяц, что для элитной новостройки сущие мелочи. Но через полтора года мастерская все-таки съехала: ребята работали не в убыток, но доходы были небольшими. Место оказалось недостаточно проходимым, в силу элитности дома. Конечно, мастерская могла бы обслуживать его жильцов, но на тот момент заселение дома было далеко не закончено. Впрочем, думаю, скоро ситуация здесь будет гораздо благоприятнее».
«Сафьяну» проще — ремонт обуви на этом месте работает постоянно чуть ли не с середины прошлого века, все окрестные жители о нем знают, сам владелец знаком со многими из них, хотя и живет совсем в другом районе столицы. Однако вовсе не старые связи, а применение новых технологий в последнее время дают стабильный прирост клиентской базы мастерской. Как рассказывает Григорий Брудко, сегодня очень многие клиенты открывают для себя его мастерскую при помощи Интернета. «Как вы думаете, что будет делать юная офис-леди, сломавшая каблук по дороге на работу? — вопрошает он. — Правильно! Придя в контору, она первым делом откроет Интернет. И тут же выйдет на наш сайт». Поддержка хорошо оформленного сайта обходится ему в 250 долларов в месяц, но с каждым днем он приносит все большую отдачу. По крайней мере, рекламу в СМИ Григорий уже не дает.
Все же наличие сайта — не самое главное, особенно если учесть, что конкуренты тоже освоили выход в Сеть. Как сделать так, чтобы клиент пошел именно к вам? Григорий Брудко раскрывает свою «фишку»: он принимает сложные заказы, от которых отказывается большинство мастерских. К тому же у него индивидуальный подход не только к клиентам, но и к деталям. Мастер наладил связи с одной из московских «оборонок», которая вытачивает отдельные детали для реставрации обуви, и «эксклюзив» обходится вдвое дешевле, чем «серия» от итальянцев. Кстати, именно в Италии закупается большая часть материалов для ремонта. Хотя в последнее время неплохие набойки научились делать и у нас.
Впрочем, начинающим думать о налаживании связей с зарубежными поставщиками совсем не обязательно: закупать расходники можно в Лиге профессиональных магазинов «БАШМАЧНИКЪ». Это сеть розничных магазинов по продаже материалов для производства и ремонта обуви и бытовых комплексов. Глава «Лиги» Владимир Хейзе доволен ростом объемов заказов и предвидит всплеск интереса предпринимателей к созданию так называемых мини-домов быта.
Согласен с этим и Григорий Брудко. В его планах — именно такое развитие «Сафьяна». Он собирается совместить в стенах своего заведения мастерские по ремонту обуви и одежды, металлоремонту и починке бытовой техники. Тогда рентабельность его бизнеса вырастет как минимум процентов на десять, а поток клиентов просто обязан удвоиться.
Женский фактор
Наиболее востребованные в мастерских услуги — постановка набоек, подметок и замена молний. В последнее время дамы меняют еще и сломанные каблуки или просят обтянуть обувь заново. Однако современные мастерские способны выполнять до 20 видов работ по ремонту обуви.
Чаще всего сдают обувь в ремонт дамы. Это и неудивительно, ведь доля продаваемой женщинам обуви в общем объеме рынка составляет 48%, доля мужской обуви — 24%, а детской — 28%. Но дамы — это самые сложные клиенты. «Можно сказать, что я попутно выступаю в роли психолога, — говорит Григорий Брудко. — Необходимо терпеливо выслушать заказчицу, понять, чего же все-таки она хочет, и принять верное решение, чтобы при получении своего заказа она вдруг не заявила, что теперь ей нужны каблуки совершенно другого вида или цвета». В числе клиентов «Сафьяна» немало знаменитостей. Это отдельная ответственность и психологическая нагрузка. Так, например, одна «звезда» проводит у мастера по полдня, в деталях обсуждая с ним свой очередной каприз. Однако овчинка выделки стоит: украшение обуви стразами, например, окупит вынужденный простой с лихвой.