Как разработчику, ничего не знающему про бизнес, коммерциализировать свою идею?
Предпринимательского опыта у дизайнера Игоря Часовского никогда не было. Попытаться коммерциализировать собственную разработку — оригинальную настольную лампу с возможностью автономной работы — ему подсказали на выпускном в Британской высшей школе дизайна. «Моя настольная лампа LEAV — дипломный проект, который, согласно поставленной задаче, готовился специально для ассортимента итальянской компании Artemide», — рассказывает Часовской. С подачи коллег Игорь решил: почему не попробовать наладить производство лампы в России, тем более что игроков в премиум-сегменте на рынке нет.
Главное конкурентное преимущество лампы — возможность работы без электропитания до 12 часов. Лампа мобильна, ее можно перемещать по столу, переносить в другие комнаты. Специальные вращающиеся лепестки позволяют регулировать яркость света: все управление прибором происходит в сенсорном режиме. Ориентировочная цена такой лампы, по расчетам самого Игоря, составит 15 000-30 000 рублей. Коллеги и друзья Игоря заверили его, что с удовольствием согласились бы купить такой светильник — так что спрос он прощупал. Часовской даже создал опытный образец и готов адаптировать лампу под любую рыночную нишу. Теперь дизайнер оказался на перепутье: как превратить идею в реально работающий бизнес, найти свою рыночную нишу и наладить продажи?
Forbes показал проект Часовского трем инвесторам, согласившимся дать Игорю ряд рекомендаций, а также рассказать другим ученым и дизайнерам, какие шаги стоит предпринять для коммерциализации собственных наработок.
Ренат Гарипов, сооснователь Greenfield Project:
Безусловные плюсы проекта LEAV: анализ рынка, сильная проработка эмоциональной стороны продукта, приятный и удобный дизайн. Однако при этом в презентации (65 слайдов) нет ничего про бизнес и команду.
Более того, в нынешних рыночных условиях бизнес, построенный на монопродукте, это нонсенс. Всегда нужно с чего-то начинать, но обязательно должен быть ответ на вопрос: «А что дальше?». Стартаперу изначально необходимо видение бизнеса в перспективе нескольких лет, понимание своей продуктовой линейки, стратегии и ниши на рынке.
Павел Черкашин,
Первым делом Игорю нужно найти партнера-предпринимателя или специализированную компанию (дистрибьютора настольных ламп), которая возьмется за проект. Ведь хорошая идея и даже прототип — это 10% дела. 90% — это налаживание производства (чтобы уложиться по всем параметрам, включая цену), организация дистрибуции, склады, маркетинг и все остальное. Будет много проблем, тем более, когда речь идет о физическом товаре, а не об онлайн-продукте. Партнеров можно поискать среди выпускников бизнес-школ или вузов. Если кто-то возьмется за проект — найдет производство, соберет информацию о дистрибуции и договорится о реализации с парой магазинов или сетей — тогда проект засияет по-другому.
На текущем этапе развития лично я бы не вложился в такой проект, да и вряд ли кто-то из знакомых мне инвесторов мог бы заинтересоваться — именно по причине отсутствия понятного бизнеса.
Олег Лозовой, управляющий партнер венчурного фонда R&D Capital:
Сам по себе проект интересный и оригинальный, но не очень подходящий для инвестиционных фондов, которые предпочитают вкладывать деньги в инновационные технические или IT-решения. Продукт обязательно должен иметь серьезные рыночные преимущества и быть сложно копируемым (иначе завтра это будет производиться в Китае по цене в 5-10 раз меньше).
Для молодых разработчиков и дизайнеров, таких как Игорь, я бы посоветовал следующую последовательность шагов: придумать идею, презентовать ее на онлайн- и офлайн-стартап-площадках, послушать обратную связь, доработать идею, собрать команду по компетенциям, подготовить презентацию, календарный план работ, карту cash flow. Затем пойти с этим в венчурные фонды категории «А» и выяснить, интересно ли им будет купить долю бизнес-проекта при наличии образца или работающей бета-версии (как правило, речь идет о $1-1,5 млн за долю 20-30%).
Далее следует обратиться с этими документами во все источники финансирования стадии seed (бизнес-парки, партнеры РВК, Сколково, частные и корпоративные фонды) и обязательно упомянуть, что венчуры категории «А» уже проявили интерес к бизнесу. Важно везде собирать feed-back и постоянно улучшать презентацию. Даже если с первого раза не получится получить деньги на развитие, все равно останутся связи, отношения, опыт подготовки документов: хороший бэкграунд для следующих попыток стать предпринимателем.