Состояние сферы ЖКХ в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург - это крупнейший мегаполис, имеющий весь набор проблем крупных городов мира.
Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга.
В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.
Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики Санкт-Петербурга и превращается в источник угроз для социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так 40 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 процентов суточного потребления. Средний возраст основных фондов Ленэнерго составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет.
Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства, необходимо использование программно-целевого метода.
Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004 – 2010 годы (далее – Концепция) включает в себя комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования, обеспечивающих:
-
совершенствование управления городским хозяйством,
-
улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания,
-
ликвидацию дотационности отраслей городского хозяйства и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования,
-
адресную социальную защиту населения Санкт-Петербурга при оплате жилищно-коммунальных услуг,
-
повышение надежности и безопасности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения Санкт-Петербурга,
-
формирование благоприятных условий и механизмов для привлечения инвестиций в городское хозяйство,
-
повышение доходности отраслей городского хозяйства,
-
привлечение в эту предприятий малого и среднего бизнеса,
-
создание условий для перспективного развития городского хозяйства.
Принципы реформирования городского хозяйства
1. Формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование отраслей городского хозяйства путем создания действенной системы планирования и реальных механизмов управления городским хозяйством, привлечения населения к управлению объектами городского хозяйства, создания условий для привлечения инвестиций.
2. Формирование политики Санкт-Петербурга в отраслях городского хозяйства.
3. Разработка стандартов проживания в Санкт-Петербурге в разрезе отраслей городского хозяйства.
4. Формирование реестра социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга в рамках отраслевых стандартов проживания, разработка и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих их выполнение.
5. Разработка и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих выполнение социальных услуг.
6. Инвентаризация и паспортизация имущественного комплекса отраслей городского хозяйства.
7. Внедрение новых принципов управления городским имуществом в сфере городском хозяйстве, новых схем взаимодействия с организациями-монополистами.
8. Формирование рыночных отношений в городском хозяйстве, развитие конкуренции, создание условий для снижения издержек и повышения качества услуг.
9. Переход к долгосрочному планированию модернизации и развития городской инфраструктуры как элемента стратегического планирования развития Санкт-Петербурга на основе разработанных и утвержденных планов. Государственная поддержка модернизации (технического перевооружения) городской инфраструктуры.
10. Совершенствование тарифной политики в целях достижения разумного баланса между интересами поставщиков и потребителей услуг.
11. Переход к адресной социальной поддержке населения Санкт-Петербурга.
12. Повышение доходности отраслей городского хозяйства за счет рационального комплексного использования объектов жилищного фонда и городской инфраструктуры.
13. Создание системы информирования и обратной связи, проведение открытой политики при реформировании городского хозяйства.
14. Постепенное прекращение участия государства в коммерческих организациях и осуществлении хозяйственной деятельности, предполагающее, в частности, приватизацию находящихся в государственной собственности хозяйствующих субъектов. При этом объекты городской, в том числе и инженерной, инфраструктуры сохраняются в государственной собственности с прекращением права хозяйственного ведения в их отношении (изымаются в казну Санкт-Петербурга).
15. Использование передового зарубежного опыта по развитию отраслей городского хозяйства в рамках программ международного сотрудничества.