Бизнес и дети: Мама нон-стоп - одежда для детей и родителей
Долгое время Евгения Лазарева, создатель проекта «Маманонстоп», работала руководителем департамента по доверительному управлению в крупной компании. Она точно знала, чего хотела добиться и какой хотела себя видеть через 10 лет. Открытие своего дела и пошив одежды для детей и родителей в планы Лазаревой не входили.
Все изменилось в 2008 году, когда кризис прошелся не только по ее работе, но и по ее личной жизни. Рождение сына Федора совпало с распадом семьи, а работа над развитием нового бизнес-направления превратилась в разгребание посткризисных неприятностей.
Федор стал главным вдохновителем Евгении. Она начала делать календари, подушечки, футболки с фотографиями Феди, а однажды придумала создать кашемировые пальто для себя и сына. Желание одеваться в едином стиле со своим сыном быстро набрало популярность в социальных сетях, и у Евгении появились первые заказы. «Так и родилась идея создания одежды для детей и родителей. Из 20 моих подруг, вполне успешных женщин, 15 по тем или иным причинам сейчас растят детей в одиночку, — говорит Евгения, — поэтому пропаганда семейных ценностей для меня особенно важна. Идею полной и счастливой семьи я стараюсь вложить в каждую мою вещь».
«Моя первая офлайновая продажа состоялась на детской площадке, — смеется Евгения, — Я вышла гулять с Федей, начала рассказывать о своей коллекции родителям и тут же продавала вещи. В общей сложности мне удалось тогда выручить 10 000 рублей. Однако еще некоторое время я работала по привычной для себя модели заказов через социальные сети».
Постепенно от индивидуальных заказов Евгения решила перейти к массовому пошиву одежды. Вместе с дизайнером-конструктором Оксаной Касаткиной летом 2010 года Евгения приступила к созданию и пошиву своей первой коллекции. В конце года коллекция вышла и разлетелась вмиг. Сейчас Евгения старается шить коллекции к каждому празднику, чтобы не упускать пиков продаж. «Мне удалось очень удачно разыграть карту социальных сетей, — рассказывает Евгения. — Я не просто нашла там своих первых клиентов, но и до сих пор получаю оттуда большинство заказов».
Сейчас у Евгении Лазаревой более 3500 подписчиков в Twitter. Летом 2011 года Евгения запустила сайт, через который в ближайшее время можно будет делать заказы и оплачивать одежду. Сейчас, по словам самой Лазаревой, проект развивается быстрее, чем возможности маркетинга и продвижения.
Ограничения
Проект «Маманонстоп» быстро вышел на самоокупаемость, но для масштабирования прибыли не хватает. Развитию бизнеса в большей степени мешают технологические сложности. Поскольку найти качественные ткани в России оказалось непросто, Евгения решила максимально упростить модельный ряд и шить в основном трикотажную домашнюю одежду и шапки.
На пошив своей одежды Евгения приобретает натуральные итальянские и турецкие ткани по €4-5 за метр. Созданием эскизов и кроем занимается самостоятельно при поддержке своего дизайнера-конструктора Оксаны Касаткиной. Пошив коллекции Евгения отдает на аутсорсинг швейной фабрике. Однажды, правда, целых 10% готовой продукции, сданных фабрикой, оказалось некачественной. Доставка продукции до покупателей также представляет сложности: заказ, посланный в один из поселков Хабаровского края, после четырех месяцев вернулся.
Поначалу Евгения хотела работать по агентской модели: создать сеть индивидуальных продавцов, получающих по 20% с каждого заказа, но пока эта система не прижилась. Сейчас в команде 10 человек, шестеро в Москве и четверо в регионах: Иваново, Ульяновск, Краснодар и Ижевск. «Я понимаю, что развитие в регионах очень перспективно, однако, продвигаться там будет непросто — прежде всего, нужно будет существенно менять ценовую политику», — говорит Евгения. Один из выходов — договориться о производстве и закупках тканей в Азии, куда Евгения собирается пока на разведку. Если поездка удастся, можно будет выйти в другую ценовую нишу.
Конкуренция, по словам Евгении, сейчас невысока: детской одежды много, но одежду в едином стиле для всей семьи пока в России не делает никто. Однако главное конкурентное преимущество «Маманонстоп» имеет и оборотную сторону — необходимость поддержки 4 размерных рядов: для мам, для пап, для девочек и для мальчиков, что препятствует чрезмерному расширению ассортимента.
Сейчас «Маманонстоп» шьет одежду для детей до 3 лет. «Ко мне часто обращаются родители, которые хотят приобрести одежду для подростков 10-12 лет, — говорит Евгения, — Но поскольку я все свои модели тестирую на Феде, наш проект развивается в его возрастной категории. Пока Феде 3 года, я знаю все про детей трех лет, поэтому я шью именно на них».
Выход в офлайн
Все продажи «Маманонстоп» сейчас ведет только через интернет. Попытка выйти в офлайн для Евгении оказалась не очень удачной: «Маманонстоп» участвовала в Рождественской ярмарке в «Афимолле», но продажи были невелики. «Конечно, огромных убытков мы не понесли, поскольку я запустила акцию на Groupon, просила заказчиков приезжать за заказами к нашей торговой точке, но и ожидаемых прибылей мы не получили», — рассказывает Лазарева.
Когда-нибудь, мечтает она, магазин непременно будет, причем свой — аренда торговой площади в декабре оказалась ощутимой для бюджета проекта. Однако уже сейчас Евгения старается запустить партнерские программы с сетевыми магазинами детской одежды, где планирует арендовать несколько полок.
Проекты
На этот год Евгения запланировала множество проектов: доработать сайт, выйти в регионы, начать партнерские программы с магазинами детской одежды. На конкурсе «Бизнес-успех» она познакомилась с Анной Тихомировой, создательницей проекта «Бампербук» (специально оборудованный автобус с книгами для детей, курсирующий по всей России). Поскольку их целевая аудитория во многом совпадает, Евгения решила создать специальную коллекцию пижам, пропагандирующих чтение.
Следующий шаг? Массовое производство одежды. Пока собственных средств Евгении хватает на пошив 3-4 комплектов на каждый размер. Вот только к выбору инвестора она подходит очень тщательно. «Я живу в этом проекте, он очень близок мне идейно, и я не представляю, что когда-нибудь в нем появится человек, который будет рассматривать его исключительно как источник прибыли», — говорит Евгения