Как организовать производство мыла ручной работы?
Производство мыла ручной работы привлекательно тем, что не требует больших инвестиций, а его рентабельность позволяет вернуть вложенные средства в течение первых 4 месяцев работы.
Для открытия производства мыла ручной работы мощностью около 600 кг в месяц (в пересчете на 100- граммовые куски мыла - 6 тыс. кусков) нужно $15 тыс. Рентабельность бизнеса оценивается на уровне 45-50%.
В настоящее время в Петербурге работают только два производителя мыла ручной работы: ООО "Русская нота" и ООО "Сансет" в средней ценовой категории 80-100 рублей. В основном на рынке представлена продукция зарубежного производства: латвийских, английских, греческих компаний и др., она продается по более высокой цене - от 120 до 160 рублей.
Если на Западе мыло ручной работы, в основном, покупается для себя, то российские покупатели пока предпочитают приобретать его в качестве подарка и сувенира, отсюда их повышенные требования к эстетике упаковки.
В Петербурге в настоящее время порядка 15 специализированных магазинов мыла ручной работы. Объем рынка мыла ручной работы оценивается на уровне $1 млн.
В последние 3 года спрос на продукцию растет стабильно, примерно на 10-15%. По оценкам основных игроков, в настоящее время рынок охвачен не более чем на 40%.
Шаг 1. Технология
-
Мыло ручной работы производится литьевым способом, при котором в кастрюлю заливается мыльная основа, затем в определенной пропорции добавляются различные ингредиенты. После кипения мыло либо разливается в формы, либо наливается большим куском, который после остывания разрезается вручную на мелкие куски.
-
Рецептуре приготовления мыла можно обучиться и у зарубежных производителей, имеющих многолетний опыт варки мыла. Но это потребует определенных затрат.
-
На первом этапе при запуске производства рекомендуется иметь рецепты порядка 20 различных видов мыла.
Шаг 2. Производство
-
Для организации небольшого производства достаточно помещения площадью около 40 м2. Первая половина помещения отводится под производство
-
Вторая под склад, необходимый потому, что мыло ручной работы после варки должно остывать в естественных условиях около 3 часов, а затем для полного затвердения "отлеживаться" не менее 3 дней.
Расходы на помещение:
- минимальный ремонт - около $2 тыс.
Ежемесячные расходы:
-
аренда - около $1 тыс.,
-
коммунальные платежи - $100.
Оборудование для данного помещения:
-
одна плита (электрическая или газовая) - около $100,
-
три 15-литровые металлические кастрюли - около $60,
-
20 деревянных форм (в них разливается мыло) -$200.
Шаг 3. Сырье
- Основные затраты на производство мыла связаны с закупкой сырья, в частности, мыльной основы - около 70% от всех расходов. 1 т мыльной основы, приготовленная из растительных ингредиентов (при производстве 600 кг мыла в месяц такого объема хватает примерно на 1,5 месяца) - $5-6 тыс. парфюмерные композиции и эфирные масла (поставщики по более низкой цене продают партиями от 5 кг, хватает на 3-4 месяца) - $2 тыс. полезные ингредиенты (витамины, фруктовые кислоты, растительные жиры) - порядка $1 тыс., хватает на 3-4 месяца.
- Упаковка:
При объеме производства около 600 кг мыла в месяц достаточно иметь ассортимент, включающий порядка 20 наименований товара. Для каждого наименования - своя оригинальная упаковка: пластиковая упаковка - около $1,5 тыс. в месяц, упаковка из гофрокартона (с затратами на печать логотипа, названия, состава мыла в типографии методом шелкографии) - около $2 тыс. в месяц.
Шаг 4. Персонал
-
один варщик мыла - $500,
-
один помощник варщика мыла - $300,
-
три упаковщика мыла -$600,
-
один дизайнер - $700.
- Дизайнерские услуги можно заказывать в других компаниях, но так как ассортимент мыла рекомендуется обновлять каждые 4-6 месяцев и новые виды продукции требуют разработки новых упаковок, выгоднее иметь штатного дизайнера.
Шаг 5. Сбыт
- Мыло ручной работы готовы покупать магазины косметики и парфюмерии (как сетевые, так и отдельные), салоны красоты, магазины сувениров и подарков.
Также можно открыть собственный небольшой специализированный отдел мыла ручной работы в торговом комплексе в месте с высокой проходимостью (отдел площадью 3- 4 м2 можно взять в субаренду, затраты на его открытие не превысят $200).
Итого
Расходы: первоначальные, на открытие производства, - около $15 тыс., ежемесячные, на аренду помещения, закупку сырья зарплату персоналу, уплату налогов, - $10 тыс.
Доходы: ежемесячно от продаж около $20 тыс. (6 тыс. 100-граммовых кусков мыла по средней цене 90 рублей). Рентабельность производства - на уровне 50%.