Владимир Карпенко: «Поле для развития караоке-бизнеса огромно»
Одной из самых первых статей расходов, которые во время кризиса подверглись значительному сокращению, как стороны компаний, так и частных лиц, стали развлечения. Казалось бы, в такой ситуации вкладывать деньги в развлекательные проекты стало уже не так выгодно, как раньше. Однако практика показывает, что инвестиции могут быть вполне оправданы, если есть хорошая бизнес-идея и определена перспективное направление. Весьма привлекательными объектами для вложения средств в последнее время стали караоке-клубы.
О развитии нижегородского рынка караоке-услуг «КАПИТАЛИСТ» беседует с генеральным директором клуба Sound hall и бильярдного клуба «Квартал» Владимиром Карпенко.
Владимир Павлович, почему так быстро растет спрос на услуги караоке? Откуда у него такая популярность?
- Все очень просто: русские люди любят петь и любят острые ощущения. А караоке – это как раз тот формат, который сочетает в себе и то, и другое. Выходя перед публикой с микрофоном в руке, человек испытывает примерно такой же драйв, как при прыжке с парашютом. Он чувствует себя звездой. Я сам караокер, и знаю это не понаслышке. Поэтому главная задача караоке-клуба – подарить клиенту настоящее удовольствие от песни и от звука. В Нижнем Новгороде долгое время не было таких клубов, которые уделяли внимание именно звуку. Обычно ставка делалась на интерьер, меню и прочие атрибуты ресторанно-развлекательного заведения, при этом как звучит голос исполнителя, никого особо не волновало. Ранее среди самых известных караоке в Нижнем Новгороде считались «Скоба», «Шизгара», «Спутник». Мы с друзьями сами частенько посещал последний из них, а потом он закрылся… В московские же клубы каждые выходные не наездишься: и накладно, и все удовольствие долгая дорога перебивает. А петь хотелось! (смеется – авт.) Собственно говоря, именно поэтому мы и решили открыть хороший караоке-клуб в родном городе. Переняв опыт столичных заведений, мы сделали ставку на качество звука. Стали профессионально изучать систему его распространения и отражения. Провели консультации со специалистами. Закупили и установили английскую систему караоке. Наняли профессиональных звукорежиссеров. И только потом стали продумывать интерьер. И сейчас я абсолютно уверен, что такой подход к делу себя оправдал. Наши гости остаются довольны, а это главное для бизнеса. Кстати, другие клубы тоже наконец-то начали понимать важность качественного звучания и сейчас пытаются подтягиваться в плане профессионального сервиса. Ведь борьба за клиента с каждым годом обостряется.
Стар-ап клуба Sound hall пришелся как раз на кризисный год. Как повлияла нестабильная ситуация в экономике на ваш бизнес?
- Я думаю, практически любую отрасль так или иначе затронули кризисные процессы. И развлекательный бизнес не исключение. Нам, к примеру, пришлось немного отложить реализацию проекта строительства бильярдной на пл. Сенной. Впрочем, мы успели возвести стены, и, надеемся, в недалеком будущем завершим отделочные работы.
Что же касается караоке-клуба Sound hall, то он менее всего страдает от социально-экономических катаклизмов. Дело в том, что мы изначально ориентировались на премиум-сегмент. И снова интуиция нас не подвела. Буквально через месяц после открытия клуба в нем стали собираться полные залы приятных людей. Спрос растет, поэтому после нового года мы открываем в Нижнем Новгороде еще один караоке-клуб в заречной части города, а потом – еще и третий.
Почему Вы не хотите развивать низкий ценовой сегмент караоке-баров? Ведь люди с меньшим достатком тоже любят петь.
- Опыт других дешевых форматов развлекательных заведений показал, что они себя не оправдывают. Рассчитывать на хорошую прибыль от людей, которые готовы потратиться лишь на пару кружек пива и на одну песню, не приходится. При этом вложения в такое заведение все равно будут довольно большими. Только срок окупаемости растянется на очень длительный период.
Можно ли в караоке-бизнесе увеличить доход за счет большей проходимости? Планируете ли Вы расширять возможности действующего клуба?
- Мы, конечно же, расширяем его, но, надо понимать, что клуб – это не дискотека. Конечно, чисто теоретически можно установить не десять, а двадцать столов, но тогда нарушится нормальный процесс пения караоке. Однако и при строго определенной вместимости можно максимально использовать возможности заведения. Сейчас мы вышли на тот уровень, когда у нас заняты все дни заранее. Зал не простаивает даже по понедельникам.
Вы управляете клубами караоке и бильярда. Можно ли сравнивать два этих бизнеса. Какое направление является более прибыльным?
- На мой взгляд, спрос высок и на то, и на другое. Возьмем бильярд. Это высокоинтеллектуальное занятие и очень любимый россиянами вид спорта и отдыха. Я думаю, его популярность еще долго не угаснет. А вот караоке появилось в России сравнительно недавно, но сразу стало пользоваться неимоверным спросом. Караоке-бизнес прибыльнее, поскольку здесь есть входной билет. Но при этом при открытии караоке-клуба требуются гораздо значительные вложения, чем в бильярдный клуб.
Каковы суммы инвестиций в открытие караоке-клуба уровня Sound hall?
- Сегодня, чтобы открыть клуб подобного уровня, необходимо располагать суммой не менее 10 млн руб. Например, только на закупку звукового оборудования нам потребовалось 6 млн руб.
Да, размер инвестиций действительно серьезный, по сравнению, например, с ресторанным бизнесом. За какой период планируете окупить вложения?
- Стандартный срок окупаемости для малого бизнеса составляет 2-3 года.
Привлекаете ли Вы для реализации своих проектов банковское финансирование или предпочитаете использовать собственный капитал?
- Мы всегда старались обходиться без кредитов. Я считаю, когда не хватает средств, лучше немного притормозить реализацию проекта. Кроме того, мы никогда не начинали бизнес на арендованных площадях – слишком велики риски. Ведь предугадать, как поведет себя арендодатель, всегда сложно. Поэтому мы стараемся либо выкупать помещение в собственность, либо строить с нуля.
Каков средний чек в Sound hall?
- На самом деле просчитать его весьма сложно. Ведь есть люди, которые заказывают песни вне очереди, и платят за это, скажем, по 10 тыс. руб. Это существенно корректирует показатели среднего чека. Но в целом он сегодня составляет примерно 1,5 тыс. руб.
Не секрет, что любое развлекательное заведение всегда совмещается с баром или рестораном. Если взять караоке-клуб, то какой процент дохода здесь идет от развлечений, а какой – от кухни и напитков?
- Если принять всю выручку за 100%, то 20% приносит продажа билетов, еще 20% - кухня, 50% - напитки и лишь 10% - концертная деятельность.
Вы открыли клуб в спальном районе, в то время как весь развлекательный бизнес стремится обосноваться в центре города. В чем заключаются преимущества спальных районов?
- Преимущества, на мой взгляд, огромны. Вы правильно заметили, все стремятся в центр. Однако большинству наших клиентов не хочется публичности. Среди них много известных людей, которые желают душой отдохнуть в тихом месте, где у них никто, что называется, не попросит автограф (смеется – авт.).
Тем не менее, Sound hall активно участвует в различных профессиональных соревнований …
- Скажу Вам больше. Мы являлись официальным представителем международного конкурса караоке по ПФО и проводили отборочные туры. И это позитивно работает на имидж клуба. Кстати, на чемпионате мира по караоке, который в этом году проходил в Финляндии, впервые россиянка заняла первое место среди женщин.
Клуб «Квартал» тоже не пропускает ни одного турнира по бильярду, имеет свою команду из именитых игроков, массу наград. Маркеры клуба являются кандидатами в мастера спорта, они тренируют желающих, играют с гостями.
Каков Ваш прогноз по развитию бизнеса караоке-клубов в Нижнем Новгороде? Каковы сегодня возможности для расширения рынка?
- В Нижнем Новгороде существует непаханое поле для такого формата, как караоке. Уверен, что в дальнейшем он будет очень активно развиваться. Тем более, кризис рано или поздно закончится. Лично я уже вижу его конец. Люди не могут постоянно бояться наступления апокалипсиса, они хотят жить сегодня, отдыхать сегодня, петь сегодня...