На юге Петербурга начался проект по установке молокоматов
В Петербурге появились первые точки по автоматической продаже молока. Читатели «Фонтанки» обнаружили голубые ларьки с изображением мультяшной коровы в Красном Селе, Горелово, недалеко от станции метро «Проспект Ветеранов». «За 35 рублей машина предлагает купить литр напитка, за 20 – пол-литра. 5 рублей стоит пластиковая бутылка, которую можно приобрести тут же», – отмечают читатели.
Как выяснила «Фонтанка», проект реализует ООО «Агрохолдинг ЭкоРос» – компания, созданная американской инвестиционной структурой MSB Capital Group. Среди других соучредителей фирмы – занимающееся розничной торговлей ООО «2ПЛЮС» и бывший топ-менеджер «Юлмарт» Андрей Вышегородский. «Сейчас в идею инвестировано 80 миллионов рублей. Мы установили 14 молокоматов итальянского производства стоимостью 1,5 миллиона рублей каждый, а также потратились на логистику, – сообщил он. – Всего же надеемся инвестировать в проект 1,5 миллиарда собственных и заемных средств. На эти деньги город можно будет покрыть сетью из 1 тысячи молочных домиков».
О спросе соучредитель «Агрохолдинг ЭкоРос» предпочитает конкретно не говорить, однако оценивает его как «достаточный»: большинство из машин опустошаются за день наполовину, а некоторые – и целиком. «Чаще всего люди совершают покупки вечером, когда идут с работы», – подчеркивает Андрей Вышегородский. По его расчетам, 1,5-миллиардные вложения могут окупиться за 4 года, в течение 2013 года откроется от 100 до 400 новых точек. В дальнейшем развитие пойдет на восток и север, где «ЭкоРос» уже ищет себе фермы-партнеры.
Помешать амбициозным задумкам может только ситуация с поиском мест для киосков. Городские власти сдавать участки не спешат – точнее, как и обычно, требуют слишком длительных и объемных согласований. Руководители магазинов и рынков также не особенно гостеприимно встречают молочников, боясь взрастить в их лице конкурентов. «Либо же предлагают слишком высокие ставки. Поэтому приходится договариваться с ТСЖ и устанавливать машины невдалеке от жилых массивов», – резюмирует бизнесмен.
Молокомат – бананомат – банкротство
Молокоматы – отнюдь не первый проект по автоматической торговле свежими продуктами в Петербурге. Еще в 2010 году фирма «Кисельные берега», получившая грант от городского правительства, пыталась реализовать такую же сеть. Бизнесмены Иван Ковалеров и Вадим Иванов надеялись установить в магазинах как минимум пять машин. Но, судя по всему, сделать это не удалось. По данным информационной аналитической системы СПАРК, компания была ликвидирована в 2012 году, ее телефоны не отвечают.
На поприще вендинга (от англ. «vend» – продавать через торговые автоматы) отметился и глава фруктовой корпорации JFC Владимир Кехман. В 2008 году он c разрешения вице-губернатора Маниловой установил в нескольких школах и вестибюле Михайловского театра «бананоматы». Проект просуществовал до 2012 года и свернулся из-за банкротства JFC, но особенных барышей не принес. Как пояснили «Фонтанке» источники в компании, она также столкнулась с проблемой поиска новых площадок – по закону, в школах должен быть только один организатор питания, и это место чаще всего было занято. Маржа от бананов, продававшихся за 10 рублей, оказалась минимальной, расширить же ассортимент апельсинами, яблоками и мандаринами не давал Роспотребнадзор.
«Чтобы продавать свежие продукты через автоматы, нужно создавать совершенно другую логистику, чем при торговле снеками, шоколадками или кофе, – отмечает один из опрошенных “Фонтанкой” участников вендингового рынка. – Машины нужно посещать едва ли не ежедневно, чтобы помыть и убрать испортившиеся продукты. А это дополнительные затраты, причем серьезные». Как добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, чаще всего начинающие бизнесмены забывают и о том, что заходить в сектор «фрэша» нужно с большой сетью автоматов. Десяток машин не только не сделает прибыли, но и может сработать в убыток.
«Мысли “ЭкоРоса” небезынтересены, учитывая насыщенность Петербурга традиционными торговыми форматами и растущий спрос на качественные продукты», – полагает Клягин. Он приводит в пример успешные московские сети, например, проект «А-молоко» агрохолдинга «Дубна+», включающий больше 40 автоматизированных молочных точек. «Впрочем, петербуржцев может подвести ситуация с заемным финансированием. Если им не удастся привлечь достаточное количество денег, это поставит крест на проекте. К тому же компания, похоже, не слишком хочет тратить деньги на субаренду коммерческих помещений. А это тоже сужает возможности для роста», – комментирует эксперт.
Зонтомат, цветомат, медикомат
Заметим, что сегодня внединговый рынок Петербурга в основном наполнен кофейными и снековыми автоматами. По оценке компании «ВендингС», занимающейся установкой такого оборудования, одна кофе-машина может принести от 10 тысяч рублей выручки в день.
Петербургские бизнесмены не раз выступали и с непродуктовыми бизнес-планами, но реальный масштаб они не приобретали. В 2011 году на улицах города появились первые зонтоматы. «Сейчас их количество уже доросло до 20», – заверили «Фонтанку» во вложившейся в них фирме InSpb. Пять «медикоматов» в 2012 году открыла на вокзалах аптека «Первая помощь». С тех пор к сети прибавилась только еще одна машина. В ассортименте фирм, торгующих вендинговыми устройствами, кроме того, есть автомат для продажи контактных линз, устройство по реализации чехлов для iPhone, «цветомат», «колготомат» и вендинг-солярий.
Софья Вертипорох