О внутренней "кухне" бизнеса на купле-продаж товаров из Китая
— Дмитрий, Давайте вернемся на 6 лет назад и поговорим об истории создании Вашей компании. Компания «TransitPlus» - это первый предпринимательский опыт? Чем Вы занимались до ее создания? Почему в свое время было решено открыть бизнес именно в Китае?
— Перед тем, как организовать свою компанию, я два года занимался, грубо говоря, предпринимательской деятельностью. Пока учился на первом курсе института, подрабатывал в туристической компании в качестве гида, сопровождающего группы отдыхающих в Китай. Как только у меня появлялось свободное от туристов время, я отправлялся в свой собственный тур – по оптовым рынкам Китая. Брал только товары из категории «народного потребления» - одежду, нижнее белье, полотенца и т.п. Не больше 20 наименований, только самое востребованное. По возвращению в Россию мы с товарищами продавали все это сотрудникам муниципальных организаций.
К следующей поездке сумма на закупку увеличивалась, и соответственно, я привозил уже больше. Начали появляться заказчики, которые хотели из Китая какой-то конкретный товар. Объемы закупок росли, и для дальнейшего развития мы должны были расширяться. Так и появилась консалтинговая и логистическая компания Transitplus, которую мы основали совместно с моим китайским партнером.
Работая с российскими предпринимателями, которые заказывали товары из Китая, мы пришли к выводу, что зачастую им не хватает квалифицированного посредника в Поднебесной. То есть, специалиста, который помог бы грамотно организовать и контролировать процесс поставки товаров. У нас тогда уже накопился богатый опыт в этой сфере, мы досконально изучили все нюансы таможенного оформления, знали, как решить транспортные проблемы, в общем, были готовы брать на себя ответственность и рисковать.
Нам хотелось выстроить именно системный подход к работе – оптимизировать процесс прохождения таможни в России и Китае, узнать производственный рынок изнутри, чтобы предлагать клиентам только проверенных партнеров и так далее. В результате у нас это получилось, мы замкнули производственный цикл на себе, и сейчас предлагаем клиентам услуги по ведению бизнеса в Китае «под ключ», делаем все то, что гарантирует эффективное управление делами в Поднебесной дистанционно, в тысячах километров от фабрик и заводов.
— Какой этап был самым сложным в становлении Вашей компании? От каких ошибок вы могли бы уберечь начинающих предпринимателей?
— Для меня труднее всего было подобрать хорошую команду, которая будет верить в успешность проекта и работать на результат, который не сразу виден. Многие останавливались на полпути, уходили, делали ставку на другую работу. Сложно удерживать таких людей, доказывать, что все будет хорошо и успех уже рядом. Кто-то доверял мне и шел дальше, но так или иначе из первого состава - по меньшей мере, десятка человек, остались единицы.
Иногда мы не правильно расставляем приоритеты, боимся делать серьезные шаги, боятся рисков, тем более в возрасте 20-25 лет…Но я считаю, что это именно тот возраст, когда нужно рисковать. Сильнейшие всегда будут на вершине успеха.
— Среди российских предпринимателей бытует мнение, что китайский рынок довольно закрытый, с местными бизнесменами сложно наладить контакт. Ваш опыт подтверждает такую оценку или это суждение все-таки относится к разряду мифов? Какие еще мифы из этой области, судя по вашей практике, не соответствуют действительности?
— Договориться с представителями местного бизнеса действительно непросто, потому что видение и понимание самого делового процесса у нас разное. Кроме того большие трудности возникают из-за огромного количества противоречивой информации, а также отдаленности наших бизнесменов от Китая - как в юридическом, так и в географическом плане. Именно поэтому наш главный офис находится в Гуанчжоу – чтобы специалисты TransitPlus могли лично проверять всю информацию о фабриках и заводах, знакомиться с менеджерами торговых компаний, наблюдать за производством и отгрузкой товара. Мы каждодневно занимаемся развенчанием мифов – и тех, что из страха придумывают российские бизнесмены, и тех, что ради «быстрых денег» создают предприимчивые китайские мошенники.
Самой популярной и живучей темой китайского бизнес-фольклора до сих пор остается дешевизна местных товаров. Тем, кто только выходит на этот рынок, кажется, что все должно производиться чуть ли не бесплатно школьниками на уроках труда. Ожидания к таким плодам эксплуатации детского труда соответствующие – низкое качество, вещь обязательно сломается или порвется через полдня и так далее. Конечно, Китай до сих пор делает "шанхайки" почти для всех стран мира, но ведь не только их! Только подумайте - 90% самых популярных брендов переносят свое производство именно в Китай. Здесь давно кончилось средневековье, это технологичная страна, в которой есть заводы, специализирующиеся на чем угодно – начиная от электроники и заканчивая военными разработками. Посмотрите, что представляют на отраслевых выставках производители, это очень быстро развеет миф о некачественных товарах.
— Какие специфические особенности работы в Китае в транспортном сегменте Вы могли бы отметить (к примеру, связанные с нормативно-правовыми условиями, таможенным оформлением и т.д.)? С какими сложностями Вам приходилось сталкиваться? Как они преодолевались?
— В целом проблем с транспортом или таможней не наблюдается, наверное, потому что Китай с его гигантским товарооборотом уже давно настроил логистический механизм, и все системы работают как часы. 98% наших грузов доходят до границы без задержек, в основном они доставляются до места авто- или железнодорожным транспортом. Сейчас конкуренция среди компаний-перевозчиков очень высокая, все тщательно работают над улучшением сервиса и точным соблюдением сроков доставки, чтобы ни в коем случае не упустить ни одного из клиентов. Конкуренция влияет и на конечную цену транспортных услуг, в Китае она на порядок дешевле нежели в РФ. По поводу китайской таможни: пока у вас все в порядке с документами, и вы не экспортируете запрещенные товары, проблем не возникает. Основная сложность заключается в выборе компании-партнера из всего того множества, что предлагает Поднебесная, ведь именно от этого зависит, доедет ли ваш товар в целости и сохранности и доедет ли вообще.
— Что Вы могли бы порекомендовать трейдерам, грузоотправителям в плане организации транспортировки своих грузов из Китая? На что им стоит особенно обратить внимание?
— Все зависит от специфики груза и его объема. Бесспорно, контейнерные морские перевозки на сегодняшний день являются самыми безопасными, но и они не идеальны, самый большой минус здесь заключается опять же в сроке доставки. С учетом таможенного оформления он может достигать 60-80 дней. Для некоторых клиентов это действительно очень долго. Для мелкого и среднего бизнеса отличным вариантом является так называемая доставка сборными грузами – мы загружаем в одну фуру товары 20 клиентов, и отправляем их до границы автотранспортом. Примерный срок доставки – 30 дней. На что стоит обратить особое внимание? В первую очередь - на стоимость таможенного оформления, которая на разных таможенных переходах - разная. Причем, отличаться она может, например, в таких масштабах, как 300 тыс. и 1млн. рублей, что, согласитесь, уже существенно. Поэтому тщательно просчитывайте все возможные варианты, потратите время не зря.
— Что, на Ваш взгляд, должна знать и уметь иностранная компания, которая хочет успешно вести бизнес в Китае? Что Вы могли бы посоветовать тем компаниям, которые планируют выйти на этот рынок?
— Смотря для чего выходить на китайский рынок. Если для производства товаров, то в первую очередь нужно обратить внимание на бизнес-присутствие или, иначе говоря, выбор вида регистрации компании. Тут существует несколько вариантов: представительство международной компании (подходит только для сбора и переработки информации, без ведения хозяйственной деятельности на территории КНР), совместное предприятие и компания со 100% иностранным капиталом. Правильно выбранный вид регистрации дает определенные бонусы, неправильно выбранный – проблемы и ограничения, поэтому стоит разобраться с данным вопросом со всем возможным вниманием. Следующее - это выбор региона, в котором ваша база будет дислоцироваться. Тут важно соотнести деятельность компании со спецификой провинции, проверить, близко или далеко располагается порт, есть ли в зоне доступа поставщики материалов и фурнитуры, специалисты в вашей области. Нюансов много, и новичкам обычно тяжело учесть их все. Именно поэтому при выходе на китайский рынок нужно найти профессионального партнера, которой поможет вам не допустить банальные ошибки, погубившие ни один потенциально хороший проект.
— Сегодня в прессе и в экспертном сообществе можно встретить мнение, что бизнес, основанный, условно, на "купил в Китае за 1 доллар, продал в Москве за 100", находится на стадии затухания, что период сверхприбылей уже прошел, что уже нет большой разницы между закупками, например, в Гуанчжоу и Пензе. Что Вы думаете по этому поводу?
— Если говорить о сверхприбыли, то она до сих пор существует, все зависит от того, что вы продаете и в каких объемах. Смотрите: кто-то до сих пор приобретает очки в Китае за 100 рублей, а потом продает их за 3000. Для розничного отдела в торговом центре, с продажами в 100 штук в месяц, это неплохая прибыль. Или, другой пример - есть люди, покупающие ткань по 500 рублей за метр, оптом, в условиях жесткой конкуренции, но продающие ее по 5-10 контейнеров в месяц, за 550 рублей, они тоже получают не самую плохую прибыль. Другой вариант – поставлять уникальные и трендовые вещи, на которые спрос больше, чем предложение. Несколько лет назад это были, например, электронные сигареты. И те умные люди, что привезли их первыми, заработали очень много, потому что ставили максимальную цену, завышенную в 5-10 раз. Китайский рынок останется привлекательным еще очень долгое время, как в плане ассортимента, так и с точки зрения цен.
— Каковы ваши дальнейшие планы по развитию бизнеса?
— Наша основная цель - это популяризация
— Как Вы считаете, предпринимателем рождаются или становятся? И что для Вас значит быть предпринимателем?
Начнем с того, что предприниматель и бизнесмен в моем понимании – это не одно и то же. Предпринимателем может стать любой, кто получил хоть какое-то образование, сходил на курсы, почитал книги, прослушал несколько семинаров. Купить за 5, продать за 15: все просто, когда у тебя есть капитал и ты ничем не рискуешь. Бизнесменами же рождаются, потому как помимо теоретических знаний и практических навыков должно быть что-то еще – скажем так, чутье или внутренний голос. То, что помогает тебе идти по наклонной вверх без образования и опыта, создавать действительно сложные проекты, которые дают возможность заработать целые состояния.
К своей первой серьезной «ступени» - 500 000 долларов, я добрался, когда мне было 22 года. Значит это лишь то, что я преодолел очередной рубеж, вышел на новый уровень, и все. Это как в покере – я положил полученную сумму на центр стола и продолжил играть дальше, только играть очень обдуманно и с очень серьезными соперниками.
— Какие книги или фильмы помогают Вам в управлении компанией? Что бы Вы могли посоветовать начинающим предпринимателям?
— Я читаю не много, а смотрю только то, что дает мне возможность отдохнуть. Если я что-то создаю, то генерирую это самостоятельно, просто в один миг. Например, иду по улице, и мне в голову приходит идея: я ее тут же развиваю, прикидываю, какие могут возникнуть проблемы, какие ресурсы нужны для реализации. Потом обязательно делюсь с кем-нибудь – с тем, кто окажется рядом, чаще всего это моя супруга или товарищ по работе. Они начинают задавать вопросы, о которых, я возможно, и не думал, и тогда эта идея принимает более осмысленную форму. Далее она либо остается в «активе» на долгое время, либо внедряется, причем внедряется очень быстро, я не боюсь экспериментировать, скорее боюсь не сделать чего-то, а потом жалеть.