Вендинговая Россия
В преддверии 7-ой международной выставки
О достоинствах вендингового бизнеса писать приятно, они на лицо: не требуются продавцы-кассиры-уборщицы; компактность торгового места минимизирует аренду; продолжительность и непрерывность работы не ограничены Трудовым кодексом, а трудовые конфликты из-за малочисленности персонала сведены к минимуму.
В России стандартный перечень достоинств значительно расширяется. Отечественный вендинг всё ещё в начале пути и места на рынке предостаточно даже в ведущих секторах кофе и снэков, а многие сегменты ещё даже не народились.
Статус-кво
По данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ), в России действует 405 вендинговых компаний, 50 из которых можно отнести к разряду крупных для отрасли. При этом пять из них занимают 40% рынка. Хорошо известны такие операторы, как «Фирма Валео», «Вендорус», «Венда», «Комм Пасс», «Сиба-Вендинг», Uvenco, и другие. Всего в РФ установлено порядка 55-65 тыс. торговых автоматов (точной цифры нет, максимальные оценки доходят до 80 тыс. единиц), принёсших в 2010 году выручку в 270 млн долларов (более свежей цифры найти не удалось). Цифры эти, безусловно, аутсайдерские для большой страны. В своё оправдание вспомним о суровом климате, который сдерживал «автоматизацию» улиц – импортные автоматы могли сбоить зимой. Однако сейчас их надёжность существенно повысилась.
От столь низкой базы многие отраслевые эксперты прогнозируют быстрый рост общефедеральной торговли через автоматы – к 2020 году до 2 млрд долларов. В самом деле, уж кому-кому, а нам есть куда развиваться. По данным гендиректора «Фирмы ВАЛЕО» Валерия Ракитского, в наиболее автоматизированной Японии, один торговый аппарат приходится на 23 жителя, в США – на 35, в странах Западной Европы – на 110 человек. А в России? Один автомат примерно на 2500 человек! Собственно, даже статистики Росстата или Минэкономразвития нет.
Зато есть статистика в Европейской вендинговой ассоциации: в странах ЕС уже установлено около 3,7 млн торговых автоматов, которыми управляют приблизительно 10 тыс. компаний, большей частью это малый и семейный бизнес.
Но безусловными вендинговыми лидерами являются Япония и США. Так, в Соединенных Штатах сбыт товаров и услуг осуществляют около 7 млн автоматов, в Японии – 6 млн, но японцев вдвое меньше, чем американцев.
Вернёмся в Россию. По оценкам собственника крупной вендинговой компании «Комм Пасс» Егора Спиваковского, общий максимальный потенциал российского рынка составляет 1 млн единиц. Получается, что даже в потенциале нам далеко до нынешних показателей ЕС (3,7 млн автоматов), но всё равно есть громадный потенциал. Казалось бы, при таком раскладе в России должно наблюдаться триумфальное шествие торговых роботов и их довольных владельцев. Между тем вендинговое счастье, особенно для малых предпринимателей, не очень-то улыбчиво в нашей стране. Немало примеров, когда после пяти-семи лет упорного труда бизнес по-прежнему балансирует на грани выживания, а инвесторы пробегают мимо торговых роботов.
На сегодняшний момент в отличие от Европы или Японии большая часть игроков отечественного рынка являются одновременно и операторами, и импортёрами оборудования и ингредиентов. Как отмечает председатель правления НААТ, гендиректор вендинговой компании «Ассорти» Виктор Васильев, несмотря на присутствие довольно больших операторов на рынке достаточно большую долю занимают мелкие компании. Им особенно нелегко, поскольку они не могут конкурировать с мейджорами по числу и по ассортименту торговых автоматов, возможностям финансового манёвра. Для прибыльного вендинга мало купить несколько автоматов, нужен целый арсенал, размещённый в «правильных» местах.
Слагаемые и вычитаемые доходности
Существенным минусом отечественной автоматизированной торговли является отсутствие прямого закона с простеньким названием «О вендинге», что нередко порождает неопределенность в отношениях между хозяйствующими субъектами. Но при всём несовершенстве законодательного регулирования вендинговой сферы, и странному желанию, периодически возникающему у налоговиков, забрать больше чем заработал владелец, самый больной вопрос состоит в другом: как установить своих «роботов» в действительно доходных местах. Их число в России искусственно ограничено.
Во многих развитых странах работодатель по закону обязан обеспечить персоналу условия для приема пищи, порой – в зависимости от специфики работы – круглосуточного. Самое простое для таких работодателей воспользоваться услугами вендинговых операторов. В офисах и иных рабочих помещениях, которых бесчисленное множество, автоматы работают с высокой интенсивностью. Тем более, что многие автоматы настроены отпускать горячие напитки, порой и другие продукты, без оплаты работником – за счёт социальной ответственности компании. Как утверждает Валерий Ракитский, в целом ряде стран автоматы на рабочих местах занимают до 80% от их общего числа.
В России же автоматы на работе пока редки. Для наших операторов хлебные места там, где очереди: на вокзалах, в аэропортах и налоговых инспекциях, в успешных супермаркетах, в вузах (там, правда, высок и уровень вандализма). Исключительно привлекательны и детские спортивные центры, особенно с секциями хоккея и фигурного катания – напитки, снэки и сладости просто разлетаются. Там автомат стоимостью 150 тыс. руб. может приносить до 50 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно. «Удачливый» кофейный автомат, по словам гендиректора «Сиба-Вендинг» Андрея Загороднева, может давать в день 6-10 тыс. руб. выручки, снэковый даже больше, при себестоимости проданного продукта примерно 24-30% от этих сумм.
Но на беду вендинговых операторов администрации транспортных узлов или вузов зачастую встречают автоматы в штыки, поскольку у них сложившаяся «система взаимоотношений» с владельцами уже действующих кафе, киосков и столовых. Кто же тогда будет стоять в очереди за сомнительным кофе по цене хорошего, если рядом автомат да ещё с разными видами этого напитка?!
В метро вендинг вообще под запретом – мол, терроризм. Почему же в европейских подземках, где террористическая угроза вполне реальна, автоматы давно прописались?
Так или иначе в структуре издержек российского оператора размещение самих аппаратов занимает чрезмерно большую часть. Из-за суровых климатических и «вандальных» условий у нас пока для установки почти каждого автомата приходится искать «крышу над головой». В той же Японии большинство автоматов стоят прямо на улице.
Маржинальность нашего «автоматторга» ниже европейского (хотя там зрелый рынок, а у нас «зародыш будущего»), не только благодаря искусственному и климатическому дефициту доходных мест. Дело ещё и в том, что практически всё оборудование и ингредиенты в России импортные и потому заметно дороже, чем в Европе. Но наши отпускные цены, например, на напитки заметно ниже: иначе потребитель, не слишком привыкший к «автоматике» их не принимает.
Одной из преград на пути вендинга до недавнего времени был принятый в 2003 году Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Он обязывал иметь в автоматах кассовое оборудование. КТТ и особенно его обслуживание, требующее специалиста с лицензией, оборачивалось заметными расходами. К тому же далеко не все автоматы конструктивно рассчитаны на КТТ. По мнению гендиректора «Сиба-Вендинг» Андрея Загороднего, введение КТТ умертвило бы большую часть вендинга, он выжил бы лишь в суперприбыльных местах.
Юристы НААТ выиграли множество исков с налоговиками, и летом 2011 года в Налоговый кодекс были внесены поправки, упростившие налогообложение торговых автоматов. На настоящий момент требование иметь КТТ в вендинговых машинах исчезло из практики. Но эксперты не исключают его возвращения, к тому же есть опасения дальнейшей фискализации отрасли. Есть проблемы в обеспечении прав потребителей при продажах через торговые автоматы: некоторые положения Закона «О защите прав потребителей» к ней не всегда применимы.
Государство могло бы здорово расширить число хлебных мест и таким образом помочь отечественным операторам, не затратив ни копейки. Для этого достаточно широко допустить автоматы в госучреждения, где и чиновники, и посетители весьма многочисленны. Но поставить автоматы в государственных организациях сейчас очень трудно, подавляющая часть из них непроницаема. Очереди в коридорах ведомств у нас принято выдерживать без еды и питья.
New business opportunities
Вендинг в России хорош еще тем, что у него часто появляются новые поля деятельности благодаря принятию многочисленных государственных программ, требующих тех или иных сервисов. Например, при развитии общественного транспорта Москвы, возникла необходимость в быстром налаживании обслуживания растущих пассажиропотоков. В этой связи торговые автоматы практически мгновенно прижились на вокзалах, в аэропортах и автовокзалах, на некоторых остановках общественного транспорта в Москве.
Ещё одни нишевый «проект» для вендинга (и опять таки в Москве, являющейся своего рода вендинговым полигоном для всей страны) возник сам собой. Речь о массовом законном и незаконном (до истечения сроков разрешительных документов) закрытии торговых киосков и павильонов. За последние два года закрыто более 2 тыс. таких точек, процесс продолжается. Специальной городской программой вместо них до 2015 года намечено разместить на улицах Москвы и в муниципальных учреждениях до 90 тыс. автоматов (вспомним, что сейчас по всей стране установлены 55-65 тыс. автоматов). Мэрию весьма заботит повышение международного имиджа и автоматы приветствуются в целом ряде городских программ, включая создание по пяти новых парков в каждом административном округе в течение 2013 года.
А ещё есть Универсиада 2013 в Казани (11 июльских дней) и в более отдалённой перспективе грандиозный Чемпионат мира по футболу 2018 (11 городов, включая Москву и Санкт-Петербург, с гигантскими спортивными аренами). Хотя это и разовые мероприятия, но многодневные и рассчитаны на массовое скопление публики в приподнятом настроении, склонной потреблять.
Недавнее вступление в ВТО будет безусловно способствовать приходу на формирующийся рынок крупных мировых игроков автоматной торговли. Они потеснят отечественные компании, стимулируя процессы слияния и поглощения. То есть, в конечном итоге вендинговый бизнес укрупнится и, соответственно, начнёт привлекать внимание серьёзных финансовых учреждений. Правда, переход на новые правила игры растянут во времени, так, чтобы дать время российским компаниям на адаптацию.
Можно ожидать заметного снижения пошлин на ингредиенты и оборудование, ведь вендинг почти целиком «питается» импортом. Если раньше поставщики искали возможность ввоза вендинговой техники с помощью серых схем, то при низких пошлинах, такие схемы отомрут.