Автолизинг – вторая нефть
В 2003 г. лизинговый оборот в России достиг ,8 млрд. К 2005 г. обороты по расчетам МФК приблизятся к 5 млрд.
Во многих странах мира лизинг уже давно превратился в один из основных инструментов долгосрочного и среднесрочного финансового планирования для предприятий и стал одним из приоритетных видов инвестиционной деятельности.
В Европе и США доля лизинга в инвестициях в основные средства составляет 30-40%, в агрессивно развивающейся экономике Юго-Восточной Азии – до 80%.
Судя по темпам развития России, по схожести типов развития российской экономики и некоторых восточных экономик, можно предположить, что в России лизинг выйдет на уровень 40-50% через 2-3 года. Этому должна способствовать и благоприятная законодательно-налоговая среда: на Западе лизинг – только рассрочка, тогда как в России лизингополучатель пользуется определенными налоговыми льготами.
Динамичнее всего развивается автомобильное направление российского лизинга: именно автолизинг лидирует по количеству заключенных сделок.
Варианты собственности
Существует несколько вариантов формирования корпоративного автопарка: покупка автомобилей, аренда, кредит, финансовый и оперативный лизинг.
Вариант экономии при покупке машин в кредит только один - получение скидки в салоне. Крупным корпоративным клиентам, приобретающим сразу несколько десятков машин, могут предоставить скидку до 20% или улучшить условия кредитования.
Все вопросы по эксплуатации автопарка ложатся в этом случае на плечи покупателя. Ему придется или обзаводиться своей автотранспортной службой, или приводить в компанию внешнего управляющего.
Арендой корпоративных машин в основном пользуются представительства иностранных компаний. Ставки аренды для юрлиц сравнимы со ставками аренды машин с водителями по Москве на длительный срок (например, Mitsubishi Carisma - $60-70 в день). В этом случае арендная компания полностью берет на себя все вопросы по содержанию парка: от парковки до предоставления водителя и подгона автомобиля ежедневно в нужное место.
Финансовый лизинг вполне сравним с арендой - стоимость автомобиля выплачивается частями планомерно по всему сроку лизинга (от 1 до 4 лет). Однако лизинг обладает рядом важных преимуществ: значительно уменьшается налогооблагаемая база предприятия из-за того, что автомобиль не числится на его балансе, а формально остается собственностью лизингодателя (экономится налог на имущество и прибыль), также применяются схемы ускоренной амортизации, что невозможно в случае покупки автомобиля в кредит. Ускоренная амортизация позволяет компании быстрее списать основные средства на затраты и тем самым вывести их из налогооблагаемой базы. Кроме того, при финансовом лизинге лизингодатель берет на себя постановку транспортного средства на учет и его регистрацию в ГИБДД. Но содержание парка в этом случае все равно остается проблемой компании.
Оперативный лизинг успешно совмещает в себе преимущества финансового лизинга и внешнего управления. При оперативном лизинге машина не просто остается на балансе лизинговой компании - лизингодатель продолжает осуществлять сервисное, технологическое, административное и логистическое обслуживание. Кроме вышеперечисленных налоговых преимуществ, лизингодатель контролирует сервисное обслуживание, постановку на учет, ремонт машины, ее заправку, а иногда даже парковку. Как правило, лизинговая компания тесно сотрудничает со многими автосалонами и получает для своей клиентуры скидки на автомобили и страховку. Ставка оперативного лизинга существенно выше финансового. Цена машины в этом случае складывается из двух составляющих: суммы погашения стоимости машины и цены ее содержания, которая может варьироваться в зависимости от объема ремонтных и сервисных работ, а также пробега машины.
Хорошая сделка выгодна всем.
Потенциал автомобильного лизинга очень высок, так как экономическую выгоду от заключения договора получают все его участники. Предприятие, приобретающее автомобиль по лизинговой схеме, освобождается от необходимости единовременно отвлекать существенные финансовые ресурсы на приобретение новых автомобилей, в результате чего оборотный капитал продолжает работать и приносить прибыль, получает ускоренную амортизацию и сокращение налогооблагаемой базы. Все лизинговые платежи относятся на себестоимость. Кроме того, оборудование, взятое в лизинг, может находиться на балансе лизинговой компании, что позволяет экономить на налоге на имущество. Использование финансового лизинга также позволяет покупателю услуги сохранить действующие кредитные линии, предоставленные коммерческими банками предприятию. Помимо рассрочки и налоговых льгот, лизинг привлекателен также тем обстоятельством, что компания, формирующая посредством лизинга свой автопарк, списывает стоимость автомобилей, ремонта и топлива, а значит, – освобождается от необходимости вести собственное автохозяйство.
Для автомобильного дилера участие в продаже автомобиля в лизинг привлекательно тем, что он получает доступ, в том числе и к покупателям, не имеющим возможность приобрести автомобиль, оплатив его стоимость единовременно. Свои дивиденды получают и другие участники процесса: банк, кредитующий лизинговую компанию, страховщик, страхующий автомобиль.
Бизнес крепнет – потребность в автолизинге растет
По оценкам лизинговых компаний, в настоящий момент в Санкт-Петербурге по лизингу продаются около 15% новых иномарок, процент "долгосрочных" иномарок стабильно растет, а потенциал лизинга в общем объеме реализации автомобилей гораздо выше – на уровне 70% от общих объемов продаж. Генеральный директор "Hertz-Санкт-Петербург" О. А. Абрамов (Hertz – крупнейшая в мире компания по краткосрочной и долгосрочной аренде автомобилей) в разговоре с российскими журналистами также отметил существенный рост лизинговых операций в последнее время.
"Налицо прямая зависимость между динамикой развития бизнеса и востребованностью автомобильного лизинга. Хотя, конечно, роль играет не только благоприятная экономическая конъюнктура, но и гибкость мышления, готовность бизнес-сообщества к восприятию инноваций. Современные российские предприятия стали более информированными в вопросах использования лизинга как эффективного финансового инструмента. Они понимают, зачем нужен лизинг. Кроме того, сами лизинговые компании приобрели опыт и стали более профессионально подходить к оценке и минимизации рисков, многие существенно упростили процедуру оформления автомобиля в лизинг.
Большинству наших клиентов интересен финансовый лизинг, предоставляющий возможность выкупить автомобили "по низкой остаточной стоимости"; приобретение в кредит оказывается для корпоративных клиентов дороже лизинга. Лизинговый автомобиль обходится покупателю всего на 8-10% дороже, чем купленный за единовременную оплату. Тогда как итоговая стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, вырастает минимум на 15%.
Иными словами, клиентам нужны дешевые автомобили, и финансовый лизинг дает им эту возможность".
---
Источник: