Когда занимаешься бизнесом, не надо думать о деньгах. Они важны как средство, но не как цель
Юрий ни разу в жизни не работал по найму. Поняв, что хочет быть предпринимателем, начал пробовать себя в разных сферах: создал первый бизнес в Тюмени, но, несмотря на хорошую прибыль, молодой бизнесмен чувствовал, что интернет-магазин почтовых марок - это не его. Туризм – вот что привлекало Юрия. Рано или поздно мечты сбываются: его пригласили на Байкал принять участие в развитии масштабного туристического проекта. О поисках себя, о развитии проекта «НаБайкале.ру» и о многом другом Юрий рассказал в интервью на портале предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне:
Юрий Девятков, руководитель проекта «НаБайкале.ру»
Я начал первый бизнес в 19 лет, когда учился в университете. Тогда я понял, что не хочу работать по найму. Мне были интересны телепередачи на тему бизнеса, с увлечением читал Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».
Однажды меня отправили на почту за посылкой. Пока стоял в длинной очереди, разговорился с продавцом киоска, в котором продают почтовые марки, и он рассказал про разновидности марок. Меня это заинтересовало, и я предложил ему открыть интернет-магазин. Схему работы такая: мы открываем фирму, он делает поставки через почту России, он же является экспертом, а я – генерирую процессы продаж, создаю сайт и т.д. Скинулись с ним, как сейчас помню, по 2 тысячи рублей.
Интересны были не столько почтовые марки, сколько принадлежности для коллекционеров: они держат марки в очень дорогих кожаных альбомах, которые в Тюмени тогда не продавались. И я нашел в Питере поставщиков, которые закупали альбомы в Германии. Первый товар купил в рассрочку при условии, что в течение месяца с ними рассчитаюсь. Закупил альбомов на 50 тысяч рублей, в Тюмени реализовал за 100 тысяч, вернул деньги, и половина у меня осталась. Буквально за полгода мы стали, можно сказать, монополистами в регионе.
Но, несмотря на успех, я чувствовал, что этот бизнес совсем «не мой». Тем не менее, я продолжал этим заниматься.
И начали пробовать себя в других сферах?
Для начала я захотел рассказать другим ребятам, как это все-таки здорово - заниматься бизнесом. Вуз, в котором учился, выделил аудиторию для занятий, и раз в неделю мы устраивали встречи Молодежного Бизнес Клуба. Очень быстро сформировалась группа людей, которым был интересен бизнес. Со временем мы начали расширяться - о нас узнали и фонд поддержки предпринимательства, и комитет по молодежной политике. Около половины ребят после наших занятий начали бизнес .
Благодаря этому бизнес-клубу, летом 2009 года меня пригласили на форум «Селигер», который кардинально изменил мою жизнь.
Я мечтал найти инвестора, который даст денег и поможет еще больше раскрутить мою фирму.
Но на Селигере я прочнее убедился в том, что занимаюсь не тем, чем должен.
Есть понятие предпринимательство. А есть понятие бизнес. Я занимался бизнесом: просто продавал, причем те товары, которые мне не особо нравились.
В последний день форума меня озарило: туризм! Вот то, чем бы я хотел заниматься.
Александру Кравцову, основателю «Экспедиции», можно было презентовать свой проект на Селигере. Я подумал, что рассказывать про свой интернет- магазин неинтересно.
И предложил идею, которая возникла спонтанно: организовывать экстрим - туры для предпринимателей.
Наверняка уже были подобные проекты на тот момент?
Я не думал об этом. Я просто понял, что мне интересно было бы этим заниматься.
Поделился с Кравцовым, но идея его не впечатлила. Когда он узнал про мой существующий бизнес, оценил, что я уже действующий предприниматель. И вручил мне бейджик «топ 100» - это значило, что я вошел в число 100 предпринимателей, с которыми компания «Экспедиция» будет продолжать сотрудничать.
И Вы бросили бизнес в Тюмени и начали работать в «Экспедиции»?
Да. Я уехал всего на несколько дней на Селигер, а в итоге переехал жить в Москву надолго. Оставил в Тюмени все: бизнес, семью, девушку…
Начал развивать проект - нечто вроде бизнес-инкубатора.
Но Москва очень скоро стала меня угнетать. Я чувствовал себя не в своей тарелке.
Следующим пунктом стал Байкал. После Селигера я познакомился с известным предпринимателем, Сергеем Выходцевым. Он тогда работал над проектом на Байкале – «Органик Эскейп» - создание огромного эко-курорта мирового уровня на севере озера.
Для справки, Северный Байкал – это большой пустырь: тайга, горы, кристально чистое озеро и 25 тысяч местного населения.
И он предложил мне поехать туда «покорять просторы».
То есть развивать проект?
А точнее – заниматься отбором интересных проектов среди местных предпринимателей в сфере туризма.
Это была «Фабрика чистого предпринимательства» внутри «Органик Эскейп».
Нужно было как-то обеспечить отдых туристам. А для этого необходимо было найти местных предпринимателей, узнать, что им нужно для развития бизнеса. Мы, как бизнес-инкубатор, готовы были найти инвесторов, обеспечить рабочие места, агитировать молодежь заниматься бизнесом.
Когда я туда приехал, первым делом пошел в центр занятости населения и сказал: «У вас числится 100 человек разгильдяев, которым вы платите пособие по безработице. Давайте мы их всех соберем, и я их сагитирую на то, чтобы они занялись бизнесом». Ребята собрались, но сразу стало ясно, что им особо ничего не надо. Высшая цель жизни у большинства– устроиться помощником машиниста… Какие там глобальные проекты? Какой труизм? Из 100 человек лишь единицы что-то хотели и могли сделать.
Я продолжал заниматься бизнес-инкубаторством, но работа свелась к тому, что я целыми днями сидел в офисе. И опять понял, что это не мое. Я хотел заниматься своим туристическим бизнесом, с качественным сервисом.
Какой была Ваша дальнейшая роль в этом проекте?
Моя роль была под вопросом. Фабрика чистого предпринимательства начала сворачиваться. Многие проекты так и не были реализованы.
У меня был выбор: либо возвращаться в Москву, либо в Тюмень. Но вернуться в Тюмень – это было бы для меня шагом назад, хотя меня там и ждали…
В это же время меня попросили найти адекватного молодого парня с Байкала, которого можно было бы отправить на учебу в Финляндию от «Органик Эскейп», чтобы он потом помогал развивать проекты на Байкале.
Курс назывался «Гид - проводник в условиях дикой природы международного класса».
Нужно было подавать заявку, время поджимало. И я решил выставить свою кандидатуру. Конкурс был серьезный – отбиралось всего 16 человек со всего мира.
Мне позвонил директор этой программы, устроил собеседование на английском. И я прошел конкурс.
В августе началась учеба. Я, человек, не занимавшийся никогда труизмом, попал на один из самых серьезных курсов в мире!
Мне все было интересно. Я понял, что это действительно мое.
Понял, что такое настоящий туристический сервис, и что на Байкале это тоже можно сделать.
В июле 2011 года я вернулся с учебы и начал вплотную заниматься проектом «На Байкале.ру», вместе с местным предпринимателем и моим товарищем – Антоном Табаковым.
Какова концепция «На Байкале.ру»?
Это проект комплексного развития туризма на Байкале, который включает 3 направления: сама турфирма, организующая качественный отдых на Байкале; школа гидов, которая формирует нашу команду; и бизнес-клуб, в котором мы собираем местных предпринимателей и агитируем создавать бизнес.
Турфирма с помощью своих проектов организует шикарный отдых для гостей, и эти же гости могут стать предпринимателями, если захотят развивать один из проектов. Получается такая замкнутая система, без подрядчиков.
Естественно, я работал над проектом не один, собралась целая команда.
А где подбирали команду?
В основном это местные жители, из Северобайкальска. Например, мой партнер по бизнесу Антон родился и вырос на БАМе, поэтому знает абсолютно все о здешних просторах и технических нюансах.
Все-таки нашлись активисты среди пассивного местного населения?
Это ребята с высшим образованием, которые любят свой край и действительно готовы его развивать.
А кто помог поддержать этот проект?
Огромное спасибо я должен сказать Сергею Выходцеву, потому что без него я бы не только не узнал, что такое бизнес на Байкале, но возможно, остался в Тюмени, продолжал зарабатывать деньги непонятно на чем.
На какой стадии сейчас Ваш проект? Получается, Вы его развиваете уже 3 года?
Да, где-то так. Сейчас мы организуем туры. У нас отдыхает порядка 100-150 гостей в год. В основном это программы для состоятельных людей.
Следующий этап – запуск школы гида, с помощью которой сможем улучшить нашу команду. Потом – открытие бизнес-клуба. Местная администрация готова уже сейчас нас поддерживать.
Вообще туризм - это огромная цепочка с кучей звеньев. Мы стремимся сделать так, чтобы все эти звенья принадлежали нам под единым брендом «НаБайкале.ру».
Создать некий туристический холдинг?
Именно так.
Ощущали ли Вы поддержку государства на разных этапах бизнеса? И стоит ли вообще обращаться за поддержкой к властям?
Нужно быть проактивным. Никто никого не поведет за ручку к миллионам. Вся инициатива должна исходить от предпринимателя. Если у тебя есть проект, который не дает спать, как мне «НаБайкале.ру» – то ты сам можешь всего добиться. В этом отношении государство должно давать «зеленый коридор» и не мешать. А предприниматели – такие пробивные ребята, что сами всего добьются.
Ну и нужно оценивать свои силы. Не надо брать сумасшедший кредит, вкладывать большие деньги сразу. Начинайте с малого. Скинься с друзьями по 2 тысячи рублей, если ты студент. Найди нереализованную потребность. Их масса в России.
Всему свое время. Начинай с малого, стремись к большему.
Кем Вы себя видите лет через 15?
Хозяином фермы в Аргентине. Я путешествовал по Северной Италии и видел, как изготавливают вино, оливковое масло. В Италии земля слишком дорогая, в Аргентине дешевле, а климатические условия похожи.
Хотел бы создать комплексное производство и параллельно заниматься туризмом. Ну и конечно же, не забрасывать проект на Байкале.
Большая проблема молодых предпринимателей в том, что в них часто никто не верит.
Они постоянно слышат: Да разве без тебя этого не сделают? Ты один такой умный? Если умный, почему такой бедный?
Эта идея - создать свою ферму - появилась у меня давно. Когда в Тюмени рассказывал об этом ребятам, они смеялись. В Москве говорили «ну может быть». А в Италии равнодушно пожимали плечами: «Ну и что в этом такого? Делай». И даже советовали, как и с чего нужно начать.
Мораль такова: очень многое зависит от того, в каком окружении ты находишься. Молодежь в Италии уже не воспринимала меня как какого-то сумасшедшего сибиряка, который вдруг возомнил себя бизнесменом.
Что Вам ближе – социальное предпринимательство или бизнес?
Я стремлюсь к тому, чтобы эти вещи были в балансе. Грубо говоря, заработал денег – начал заниматься какими-то социальными проектами.
Конечно, для того, чтобы помогать другим, надо сначала самому чего-то достичь. Кто будет слушать предпринимателя, который ничего не добился?
Когда занимаешься бизнесом, не надо думать о деньгах. Они важны как средство, но не как цель. Я имею в виду, что если начинать дело с мыслью «я хочу купить квартиру, машину и для этого занимаюсь бизнесом», то ничего не получится.
А какая цель Вашего бизнеса?
Создание эко-курорта мирового уровня на Байкале. Он должен, конечно, приносить прибыль, иначе какой смысл заниматься бизнесом? Важна также и социальная значимость, создание рабочих мест.
Местные ребята, когда заканчивают школу на Байкале, мечтают побыстрее оттуда уехать, потому что заниматься там нечем. Но, как говорил Че Гевара, местный партизан в десять раз ценнее, чем наемный солдат.